Краткое Описание

Язык

армянскй, русский

Письменность

армянский алфавит

Религия

христианство

Численность

8 110

Обзорная статья

Армянская диаспора – одна из самых многочисленных на Алтае. Здесь проживает не менее 7640 чел.

Первые армяне появились здесь задолго до революции, но две крупные волны переселения случились позже. В 1940-х – 1950-х годах на Алтае были сформированы армянские деревни в Сорокинском, Тогульском, Баевском, Бурлинском, Угловском, Славгородском районах. Вторая волна переселения пришлась на 1990-е гг., когда представители горной страны приезжали в Россию в поисках спокойной жизни и заработка.


Алтайский край давно стал для армян второй родиной. Диаспора принимает активное участие в общественно-политической и культурной жизни края. Алтайская краевая общественная организация «Союз армян Алтайского края», созданная в 2005 г., представляет собой региональный центр армянской культуры. В армянском Доме, расположенном в Барнауле, проходят репетиции и выступления творческих коллективов, проводятся выставки живописи и декоративно-прикладного искусства, мастер-классы, занятия воскресной школы.
В 2008 году в Алтайский край приезжал с официальным визитом глава Армянской апостольской церкви – Католикос всех армян Гарегин II. Он освятил построенную в Барнауле церковь святой Рипсиме.

Диаспора достойно представлена в культурных и художественных проектах, направленных на популяризацию национальных культур: «Алтай – наш общий дом», «Алтай – территория взаимопонимания», этнографический фестиваль «Мы живем на Алтае», «Наша сила – в единстве народов», «Мир без границ», «Национальная палитра», Международный фестиваль-конкурс фольклорных и этнографических коллективов «Сибирские беседы», Всероссийский фестиваль традиционной культуры «День России на Бирюзовой Катуни». Богатство и многообразие армянской культуры демонстрирует вокально-хореографический ансамбль «Арцах», в репертуаре которого одноименный коллективу танец, хореографическая композиция «Берд» (крепость), танец военной присяги «Ярхушта» (друг по оружию), народный мужской танец «Кочари», коллективные танцы «Шалахо», «Лорке», «Кинто». Футбольный клуб «Арагац» представляет армян Алтайского края в спортивных соревнованиях разного уровня. Союз армян региона неоднократно проводил турниры по шахматам.

Ключевыми качествами армян являются высокая культура, трудолюбие, уважение к семейным ценностям, чадолюбие. Культурные традиции этого народа, бережно хранимые армянской диаспорой Алтайского края, стали неотъемлемой частью культуры нашего региона.

Язык и письменность

Говорят на армянском языке, который составляет отдельную ветвь индоевропейской языковой семьи. По данным конца XX в. словарный фонд только литературного армянского языка составлял примерно 150,0 тыс. слов. Письменность возникла в начале V в., когда появился собственный алфавит. Он изначально состоял из 36 букв, из которых 7 передавали гласные звуки, а 29 – согласные. На протяжении более 1600 лет армянский алфавит существовал почти без изменений.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Древнее армянское язычество, восходящее к верованиям урартских племен, подверглось влиянию персидской, ассирийской, греческой мифологий. С принятием христианства чертами языческих божеств наделялись христианские святые, персонажи фольклора. Большинство верующих армян исповедует христианство и является последователями Армянской апостольской церкви. Христианство начало распространяться среди армян в I в. и стало официальной религией Великой Армении с нач. IV в. Меньшая часть армян исповедует ислам, а также католицизм (Армянская католическая церковь), протестантизм (Армянская евангелистская церковь), встречается также греко-православие (главным образом, Русская православная церковь). Первый армянский храм на Алтае – церковь в честь святой мученицы Рипсиме, освященную Католикосом всех армян Гарегином II, – в Барнауле построили на пожертвования.

Армянские традиции и обычаи в семье основываются на законах, переходящих из поколения в поколение: уважение к старшим, гостеприимство. Особое значение имела армянская свадьба. к которой готовились в несколько этапов: сватовство, обручение, само торжество. Начинают подготовку со сватовства. К родителям будущей жены приходит родственница молодого человека или его мать. Во время визита она пытается узнать у родителей невесты их отношение к будущей свадьбе. Затем в дом невесты приходят родственники будущего мужа или сваты. Теперь обсуждение происходит только среди мужчин. Гости говорят, зачем они пришли и просят у отца невесты разрешения выдать свою дочь замуж. Он может согласиться или нет, но это никогда не делается напрямую. Согласие на брак даётся во время второго визита: быстрый положительный ответ могут расценить, как желание быстрее выдать дочь. Обручение проходит в два этапа. Сначала гости приходят в дом жениха, где родственники будущего мужа дарят угощения и украшения, произносятся свадебные тосты, пожелания счастья и крепкого брака. Затем посещают дом будущей жены. Посажённый отец приводит невесту и её подруг. Они садятся за стол, и девушке приносят украшения. Объявляют об удачном обручении, и жених дарит обручальное кольцо. На обручение выбирают платье, дату свадьбы и другие мелочи, связанные со свадьбой. В день свадьбы жених со всеми родственниками прибывает к дому невесты и забирает ее. Обычно торжество празднуют осенью или зимой, когда уже есть урожай и созрело вино. Родственники невесты получают от жениха блюдо с угощениями, фруктами, овощами и другими подарками (золотые украшения, деньги). Свидетелями на армянской свадьбе становятся «крестные свадьбы». Ими просят стать самую близкую и уважаемую семейную пару из окружения невесты и жениха. Армянские свадьбы весёлые, все танцуют и радуются за молодых. Только мать невесты не танцует, а грустит из-за того, что ее дочь покинула родной дом. Первый танец молодых – нечастое явление на армянской свадьбе. Чаще невеста танцует с другими парнями; это проверка на верность жениху. Она не должна обращать на них внимание и тогда получит подарки. После заключения брака свекровь встречает молодых, кладёт на плечи лаваш и угощает медом, чтобы брак был сладким и крепким. Наутро после свадьбы в дом невесты приносится красное яблоко. Так женщины из рода мужа подтверждают невинность невесты.

Погребальные обычаи армян пересекаются с православными ритуалами. Когда в доме умирает человек, останавливают все часы, а зеркала завешивают непроницаемой тканью. Усопшего обтирают влажной тканью, надевают похоронный костюм и укладывают в деревянный гроб. Любимые вещи покойного кладут возле гроба, а затем внутрь. Покойного никогда не оставляют одного на ночь. Возле гроба присутствуют двое мужчин, которые зажигают свечи и находятся в помещении до следующего утра. Похороны проходят на следующий день, приходят на прощание все родственники. Крышку гроба никогда не заносят в помещение, а оставляют снаружи. На кладбище присутствует священник и родственники. Последние посыпают могилу землей и кладут цветы, венки. После похорон все едут в дом умершего. Обычно поминают покойного 2 дня, главное блюдо – хашлама (густой суп из баранины с овощами). Поминки организуют на 7-й день после похорон и 40-й.

Армянские обычаи соблюдаются и во время религиозных праздников, среди которых Рождество (Сурб Саргис), Вардавар в честь Преображения Господня, Затик (Пасха). Цахказард (Вербное воскресенье) посвящен приходу весны, в знак наступления которой украшают веточками вербы дома; Трндез (День влюбленных) отмечается в конце зимы. Молодые люди дарят друг другу подарки и открытки в форме сердец. В марте-апреле празднуют Барекендан (Масленица): сооружают большую куклу в маске, которая высмеивает обжорство, лицемерие и жадность. Аманор (Новый Год) означает наступление всего нового: надевают новую одежду, заново разводят огонь, ставят свежую воду.

Ремесла и жилища

Основной тип традиционного армянского национального жилища – глхатун – представляет собой квадратное в плане наземное или полуподземное сооружение без окон со стенами из дикого камня и с пирамидально-венценосным перекрытием, опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре. Освещение жилища шло через отверстие дымохода (ердик), расположенное в потолке сооружения, в помещении имелась вмазанная в пол глиняная печь (тонир) и стенной камин (бухари). В центре квадратного дома, на возвышении находился очаг. Вдоль стен располагались тахты, служившие хозяевам вместо кроватей. А ниши закрывались деревянными дверцами, выполняющими роль шкафов. На открытых полках красовалась глиняная посуда, кухонная утварь. Реже строились дома с глинобитными стенами. и плоской кровлей. В поселениях дома располагались скученно. Позже в армянских селениях стали строиться и более сложные виды построек – полутора- или двухэтажные с большими окнами и черепичной крышей, с открытой верандой.

Традиционная хозяйственная деятельность армян формировалась на протяжении длительного времени. Пашенное земледелие с выращиванием таких культур, как пшеница, ячмень, рожь, сочеталось с плодовым садоводством. Большое значение имело животноводство с разведением крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей.


У армян широко развито такое ремесло, как изготовление керамики с рельефными украшениями. Сосуды для воды, теста, сыра и масла отличаются простыми силуэтами, пластичными формами и большой практической целесообразностью. На гончарном круге работали мужчины, изготовляя посуду для продажи, женщины занимались лепной керамикой, которую обжигали в огне очага.  Мастера владели техниками филиграни, черни и гравировки. Наиболее традиционными и широко распространенными являются ювелирные украшения, выполненные в сквозной ажурной скани. Искусство резьбы представляют армянские хачкары (крест-камень) с единственным в своем роде орнаментом на каждом памятнике, внесенные в фонд культурного наследия Юнеско.

Одно из древних ремесел – ковроткачество. Характерные узоры и цвета, традиционные для армянских ковров (карпетов), делают их яркими и глубоко символичными. Вышивкой шелком, золотой и серебряной нитью украшались наволочки, покрывала, церковные и светские накидки, скатерти, салфетки, головные платки, шаровары, передники. Известны вышивки бисером.

Национальная кухня

Кулинарные традиции армян насчитывают более 2 тыс. лет. Одними из древнейших армянских блюд являются хаш (наваристый бульон из говяжьих ножек), толма (рубленая баранина или говядина, приправленная рисом, зеленью и завёрнутая в виноградный лист). Кухня имеет более чем 20 видов шашлыка (хороваца). Местный тип очага – тонир, в котором пекут тонкий хлеб (лаваш) – основное мучное изделие, а также используют глиняную посуду. Названия многих армянских блюд связаны не с составом продуктов, а с названием посуды, в которой их приготовляют. Таков, например, путук (суп из бараньей грудинки и гороха в горшочке).

Популярными мясными блюдами армянской кухни является кюфта – мясные шарики из отбитого особым образом и отваренного мяса; бастурма – вяленое говяжье мясо; борани – жареный цыплёнок с баклажанами и мацуном (кисломолочная закуска); амич – курица или индейка, фаршированная рисом и сухофруктами. Невозможно представить национальный стол без плова с гранатом (нров плав), с копчёной рыбой (плав апхтац дзков), с горохом (идра) или сухофруктами (чров плав).

Среди наиболее распространённых кисломолочных продуктов – мацун, из которого готовят, например, суп спас, его также подают к различных мясным блюдам. Разведённый водой мацун является прекрасным освежающим напитком. Гранат является исконным народным символом, и его добавляют во многие блюда, в том числе и мясные. Сладости представлены гатой (пирог с начинкой из масла и сахарной пудры), пахлавой (слоеный пирог с начинкой из орехов и сахара), песочным печеньем (шакер-чурек).

Национальный костюм

Национальный костюм Армении в настоящее время в своем назначении ушел из сферы повседневной жизни в область праздничного костюма. Традиционный народный костюм у женщин состоял из длинной рубахи, шаровар (похан), архалука (кафтан) или платья, передника (гогноц), из головного убора в виде шапочки с покрывалом. Рубашка (халав) была белого или красного цвета, длинной, с боковыми клиньями и прямыми рукавами. Прежде хлопчатобумажные ткани, шелк и бархат были местного производства. Платье шелковое светлых тонов имело длинные рукава и богато расшитый нагрудник. В костюме горожан и в свадебных одеждах присутствовала красивая строгая вышивка золотой и серебряной нитью. Шапочка шилась из бархата и украшалась золотым шитьем и жемчугом. По нижнему краю шапочка обшивалась монетками. С головы женщины свешивалось длинное покрывало, которое расписывалось неяркими узорами растительного характера.

Мужской наряд был многослойным: рубашка (шапик) из хлопковой или шёлковой ткани с невысоким воротничком, шаровар (шалвар) из шерсти или хлопкового материала, подпоясанных сверху тонкой тесёмкой с кисточками. Архалук (небольшой кафтанчик), который надевается поверх рубашки, застёгивается на пуговицы или крючочки по всей длине, шьётся из хлопка или шелковой ткани. Завершала костюм чуха (шерстяная черкеска), которую накидывали поверх архалука. Длина черкески с длинными рукавами, должна быть ниже колена. Традиционным аксессуаром стал пояс. Подпоясывались кожаным или серебряного цвета ремнём.

Фольклор

Истоки армянского народного творчества восходят к незапамятным временам. Одним из видов древнейшего языческого эпоса являются мифы-предания, в которых рассказывается о подвигах мифических и исторических героев. Таким был миф о Хайке – вожде армянских племен, который борется за освобождение своего народа от чужеземного тирана, и о легендарном Араме – защитнике границ армянской земли. В первый древнеармянский эпос – «Випасанк» – кроме мифов входили исторические предания, сказания и песни. Одним из древнейших считается Арташатский цикл песен и преданий, возникший в те века (до II в. н.э.), когда армянские земли были объединены в Арташатском государстве. В более поздних эпических памятниках – «Персидская война» и «Сасна цырер» – поэтически рассказывается о тяжелой войне, которую вели армяне против персов.

Сохранение памяти о стране происхождения выразилось в армянских баснях, пословицах, загадках. Народные предания и сказки также являются богатейшим фольклорным материалом.

  • Игры
    Игры
    В народных играх отражались социальные взаимоотношения отдельных слоев общества. Игры проводились в основном весной и осенью, а летом в связи с занятостью молодежи в домашнем хозяйстве играли мало.

    Красное солнце (Кармир арев)
    Состав играющих – мальчики и девочки 10-12 лет, 20-40 человек. Играют на площадке размером 20х30 м. Описание. Игроки делятся на пары. Одну из них назначают водящей, остальные пары становятся по кругу лицом к центру, один в затылок другому. Водящая пара обходит по кругу сзади стоящие пары и произносит:
    По-русски:
    Здравствуй, здравствуй,
    Красное солнце,
    Приди скорей
    С добром приди.
    Тебя мы любим,
    Тебя воспеваем.
    По-армянски:
    Барев, барев,
    Кармир арев,
    Де шут ари,
    Галт бари
    Кезенк сирум

    Побеги, подбери и скорее вернись
    В этой древней армянской игре, которая проводится на большой площадке, участвуют дети школьного возраста, 10-40 человек. Для игры требуются флажки, булавы, мячи, камни и другие предметы (по количеству играющих).
    Описание. На площадке проводится линия старта, на расстоянии 50-100 м от нее чертятся два круга или линия. Предметы кладут за линию (вдоль нее) или в круги (по равному количеству предметов). За линией старта тоже чертится по кругу для каждой команды.
    Играющие делятся на две равные команды, каждая располагается в колонну по одному за стартовой линией. По сигналу руководителя первые номера команд бегут к предметам, подбирают любой из них в своем круге (или за линией), бегут к кругу у линии старта и кладут в него предмет. Затем они дотрагиваются рукой до следующего в колонне игрока и становятся в конец колонны. Второй номер также бежит за предметом и выполняет то же задание. Игра заканчивается, когда последний номер команды вернется за линию старта.
    Выигрывает команда, игроки которой быстрее перенесут предметы в свой круг за линией старта. Можно бежать всем одновременно. В этом случае играющие должны стоять в шеренгах.
    Правила: начинать игру можно только по сигналу руководителя. Прежде чем подобрать предмет из круга, игрок должен обязательно обежать круг. Очередной игрок может бежать только тогда, когда до него дотронется предыдущий.

    Крепость (Берд)

    Цель игры: развитие сообразительности, ловкости, согласованности движения.
    Игроки делятся на 2 команды. По жребию опре¬деляют, какая из команд будет защищать крепость, а ка¬кая нападать. В центре игровой площадки кладут доску (камень, коврик). Это и есть крепость. По сигналу защитники окружают крепость на рас¬стоянии 2-3 м и защищают ее от нападения соперников. Нападающие расходятся в разные стороны. Крепость считается завоеванной, если кто-нибудь из игроков насту¬пит ногой на доску и не будет пойман защитником. Нападающие составляют различные планы осады, подходят к защитникам и всячески их отвлекают. Таким образом нападающие стремятся прорваться к крепости, а защитники стараются их поймать. Защитники, оставши¬еся за прорванной линией, выбывают из игры. Нападаю¬щий, который сумел прорвать цепь защитников, но не успел поставить ногу на доску до того, как его поймают, гоже выходит из игры.
    Правила игры: нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость. Если же всех нападающих поймают защитники, то игроки меняются местами, но ним о очко не получает. Побеждает та команда, которая наберет установленное количество очков (например, пять).

    Пастух
    Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.
    На игровой площадке чертится линия – ручеек, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пасту¬ха, обхватив друг друга за пояс. Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк гор¬ный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает че¬рез ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, рас¬ставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.
    Правила игры: волк переходит линию только после слов пасту¬ха «не отдам»;овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.

    Цветы и ветерки (Царик ев каминер)

    Цель игры: развитие двигательных качеств, внима¬ния, выдержки.
    В середине игровой площадки на расстоянии 2 м проводятся две черты, за ними на расстоянии 10-15 м – еще две черты. Выбираются две команды: «цветы» и «ветерки». Каждая из команд стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников. Игру начинают «цветы», заранее выбрав себе имя – название цветка. Они говорят: «Здравствуйте, ветерки!», «Здравствуйте, цветы!» – отвечают ветерки. «Ветерки, ве¬терки, угадайте наши имена», – вновь говорит «цветы».
    «Ветерки» начинают угадывать названия «цветов». И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту. «Ветерки» их догоняют.
    Правила игры: очки определяются по числу пойманных цветов; победителя определяют по условленной сумме очков; после одной игры команды меняются ролями.

    Семь камней (Еот кар)
    Цель игры: развитие двигательных качеств, внима¬ния, ловкости.
    Для игры нужен мяч, 7 плоских камешков и ровная площадка. Игроки делятся на 2 команды. В центре площадки рисуют круг диаметром 15-20 м, в кругу делают пирамиду или башню из 7 плоских камней. На расстоянии 10 шагов чертят линию, за которой встают члены нападающей команды. Капитан команды и участники по очереди должны разрушить башню при помощью мяча. Вторая команда распределяется по всей площадке, один из игроков становится сторожем башни из камней.
    Нападающая команда бросает мяч, стараясь разломать башню. Если им это, удается они должны выбежать из круга. Ловящие должны помешать им сделать это. Когда башня разрушена, сторож должен, быстро собрать башню. Пока башня разобрана, защитники не могут ловить нападающих.

    Отгадай, кто? (Гушаки овэ?)
    Играют дети младшего и среднего школьного возраста, 10-15 человек. Площадка для игры условно ограничивается, размер ее зависит от количества играющих.
    Описание. Из играющих выбирается водящий, который садится скрестив ноги в центре площадки. Остальные игроки становятся вокруг него на расстоянии 3-4 м. Водящий начинает всевозможными движениями рук, тела подражать, например, какой-либо птице или животному. Все играющие, стоящие вокруг него, стараются отгадать, какую птицу он изображает. Тому, кто угадал, водящий говорит: «Да!» После этого все убегают за установленные границы площадки, а водящий их догоняет. Тот, кого он догонит, становится водящим. Если никого не догонит, то продолжает водить.
    Правила: любой из игроков имеет право назвать птицу или животное; играющие могут убегать только после того, как водящий скажет «да»; ловить можно до установленных пределов площадки; если игрокам не удастся отгадать, кого изображал водящий, то сам водящий громко называет птицу (животное), которую изображал, и гонится за игроками, которые убегают за пределы площадки.

    Дай руку (Тур дзеркт)
    В игре участвуют мальчики 10-15 лет, от 4 до 40 человек. Играют на площадке в любое время года. Описание. Играющие распределяются на пары на все время игры. Выбирается по жребию водящая пара. Взявшись за руки, она в пределах площадки старается поймать кого-либо, окружив руками. Задача остальных игроков – убегать и не попадать в ловушку. Пойманный игрок со своим партнером становятся водящей парой, а бывшие водящие присоединяются к остальным и убегают от водящей пары.
    Правила: игра начинается по команде водящих игроков; игрок считается пойманным, если водящая пара окружит его, не разъединив руки. Если во время ловли водящие разъединят руки, игрок не считается пойманным; все играющие, кроме водящих, свободно бегают по площадке до тех пор, пока один из них не будет пойман.
  • Сказка. ВКУС ПАХЛАВЫ
    Сказка. ВКУС ПАХЛАВЫ
    Какая сласть самая лучшая и какое блюдо самое вкусное? Каждый назвал своё любимое блюдо и похвалился, что оно самое вкусное.
    – Нет, братцы, – вступил в разговор Сако, – самая сладкая вещь – это пахлава.
    – А ты об этом откуда знаешь? – спросил Кери Торос.
    – Если бы не знал, то и не говорил бы, – ответил Сако.
    – Откуда ты знаешь? Эх ты! – съязвил Магдесанц Арут. – Сам-то ты ел пахлаву?
    – Я не ел, но знаю, – гордо ответил Сако.
    – Раз ты не ел, откуда тебе известно, что пахлава сладкая? – спросил Кери Торос.
    – Эх вы! – обиженно сказал Сако. – Хотя я и не ел пахлаву, но знаю. Я узнал об этом тогда, когда в прошлом году ездил в Карс на базар. Я видел людей, которые ели пахлаву. Они и говорили: «Пахлава очень сладкая».
  • Сказка. ЗАКАЗЧИК И МАСТЕР
    Сказка. ЗАКАЗЧИК И МАСТЕР
    Однажды пришел к шапочнику заказчик, принес овечью шкурку и просит:
    – Сшей мне из этой шкурки шапку!
    – Хорошо, – говорит мастер, – сошью!
    Вышел заказчик от мастера и думает: «А ведь шкурка большая – может быть, удастся выкроить 2 шапки?». Подумал он так, вернулся к шапочнику и спрашивает:
    – Скажи мне, мастер, а не можешь ли ты сшить из этой шкурки 2 шапки?
    – Отчего же нет? – ответил шапочник. – Могу.
    – Если так, сшей уж 2 шапки, – сказал заказчик и ушел.
    Прошел он немного, подумал, опять вернулся к шапочнику и спросил:
    – Мастер, а не сошьешь ли ты из шкурки 3 шапки?
    – Отчего же нет? – ответил шапочник. – Сошью и 3.
    Обрадовался заказчик и спрашивает:
    – А не сошьешь ли 4?
    – Сошью и 4! – ответил мастер.
    – А 5?
    – Сошью и 5.
    – Тогда сшей мне 5 шапок!
    Ушел заказчик, но с полдороги снова вернулся и спросил:
    – Мастер, а не сошьешь ли 6 шапок?
    – Сошью и 6.
    – А не сошьешь ли 7? А может быть, и 8 шапок?
    – Отчего же нет? И восемь сошью! – ответил мастер.
    – Ну, тогда сшей мне 8 шапок!
    – Хорошо, сошью 8. Приходи через неделю за своим заказом.
    Через неделю заказчик пришел к мастеру:
    – Готовы ли мои шапки?
    – Готовы, – отвечает мастер.
    Позвал он своего ученика и говорит:
    – Поди и принеси заказчику его шапки.
    Ученик тотчас же принес 8 маленьких шапочек – не на голову их надевать, а на яблоко! Взглянул на них заказчик, удивился и спросил:
    – Это что же такое?
    – Это шапки, которые ты мне заказал, – ответил шапочник.
    – Эй, мастер, почему же эти шапки такие маленькие получились?..
    – А ты сам подумай! – ответил шапочник.
    Взял заказчик 8 маленьких шапочек, ушел и стал раздумывать: «Почему же это такие маленькие шапочки получились? Почему?».
  • Сказка. ЗОЛОТАЯ МОНЕТА
    Сказка. ЗОЛОТАЯ МОНЕТА
    Жил-был один юноша. Захотелось ему жениться и обратился он к родителям за благословением.
    – Отлично, сынок. – сказал отец. – Я благословлю тебя, и ты сможешь жениться, но только если принесёшь мне золотую монету, заработанную собственным трудом.
    Юноша улыбнулся, подумав, что с таким условием он справится очень легко – у его была припасена одна золотая монета.
    На следующий день он взял её и принёс отцу. Отец взял монету и бросил её в реку.
    – Ну, отец, теперь то ты меня благословишь на брак? – спросил юноша.
    – Нет, сынок. Я ведь говорил тебе что ты должен сам заработать деньги. А эту монету не ты заработал.
    Юноша пожал плечами: откуда отец узнал правду? Ведь эти деньги юноша действительно не заработал. На следующий день он попросил золотую монету у своей матери. Взял её и отнёс отцу. И опять отец бросил золото в реку. Юноша ещё больше удивился, но всё-таки спросил:
    – Почему ты сделал это? Я ведь принёс тебе золотую монету, как ты и просил. Теперь ты благословишь меня? И опять отец отказал сыну, сказав:
    – Ты не заработал этих денег.
    Задумался юноша. Подумал он, что это может повторяться долго, а он так и не получит благословения на свадьбу. И решил он найти работу и самому заработать золотую монету.
    Прошло много дней и юноша смог заработать золотую монету своим собственным трудом. Он отнёс её отцу. Когда отец вознамерился и эту монету бросить в реку, юноша не выдержал – бросился к нему, перехватил руку и сказал в отчаянии:
    – Нет, отец, не делай этого! Я много дней гнул свою спину, чтобы заработать эту монету, а ты так запросто хочешь выбросить её в воду!
    – Теперь, сынок, я благословляю тебя на создание семьи. – сказал отец. – Теперь-то ты узнал цену деньгам, которые заработаны своим собственным трудом и будешь тратить их разумно.
    Так, юноша женился и никогда не пускал деньги на ветер.

Видео

Фотогалерея