Краткое Описание

Язык

чувашский (диалекты: анатри, тури), русский

Письменность

современный алфавит, содержащий помимо кириллицы ряд уникальных символов

Религия

православие

Численность

3 390

Обзорная статья

Чуваши составляют основное население Чувашской Республики, живут также в Татарстане, Башкирии, Ульяновской и Самарской областях и в других регионах Российской Федерации (1637 тыс. чел.). По данным Всероссийской переписи 2010 г., в Алтайском крае проживают 2322 чуваша: в Тальменском, Первомайском, Благовещенском, Залесовском районах, в Барнауле, Бийске, Рубцовске.


В русских источниках этноним «чаваш» (самоназвание) впервые встречается в 1508 г., а в 1551 г. чуваши вошли в состав России. Чувашские крестьяне принадлежали к разряду ясачных, а позже – государственных и удельных крестьян. В XVII –XVIII вв. уже не только торговля и служба привлекают чувашей в Сибирь, но и обширные земли, пригодные для сельского хозяйства. После отмены крепостного права и особенно в годы Столыпинских реформ началась массовая миграция чувашей в Сибирь. Следующие волны их миграции (1920-1930-е гг.) связаны с индустриализацией и освоением природных ресурсов. В послевоенные и последующие годы чуваши ехали в Сибирь на учебу, а также для работы на стройках и крупных промышленных объектах. В кон. XX в. началась обратная миграция чувашей из Сибири в европейскую часть страны, и их численность стала уменьшаться.

Основные поселения – села и деревни (ял), а формой социального объединения чувашей была сельская община. Семьи, связанные родством, составляли отдельные улицы. Существовали большие семьи, наличие которых было обусловлено потребностями хозяйства. Практиковались многоженство (сорорат и левират), которые стали исчезать после христианизации. С нач. XIX в. преобладает малая семья.
Чуваши Алтайского края достойно сохраняют культурные традиции своего народа. В Тальменском районе работает Центр чувашской культуры. В Первомайском районе создан чувашский ансамбль «Канашенки». Участвуя в фестивалях национальных культур, чувашские объединения демонстрируют мастер-классы по традиционным ремеслам, интерактивные этнокультурные площадки. Тальменский районный краеведческий музей в ходе исследовательских экспедиций по району скомплектовал фонды традиционной чувашской культуры: женские платья, фартуки, платки, вышивки, предметы быта, фотоматериалы. Собранные и обработанные материалы позволили сотрудникам музея оформить выставку традиций и обрядов чувашского народа.

Язык и письменность

Чувашский является единственным живым языком булгарско-хазарской группы тюркских языков. Выделяются 2 слабо различающихся диалекта: низовой (анатри, «укающий») в южных районах республики и верховой (тури, «окающий») – в северных, выше по течению Волги. Большинство чувашей владеют русским, часть – татарским языком.
 
Историки уверяют, что в древние времена чуваши имели собственную руническую письменность. Лишь в 1873 г. появился современный алфавит, содержащий помимо кириллицы ряд уникальных символов, которые отражают фонетические различия между диалектами.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

В сер.  XYIII в. чуваши были обращены в христианство. Основное вероисповедание – православное христианство.  В то же время в их верованиях сохранилось очень много языческих элементов – почитание огня, воды, земли и солнца. Многие верят в добрых богов, которых возглавляет Тура, и злых духов, возглавляемых Шуйтаном, почитают домашних духов – хозяина дома и хозяина двора. Это сочетание христианства и язычества повлияло на праздники. Чуваши отмечают праздник почитания солнца Саварни, в чем-то похожий на Масленицу; весенний праздник жертвоприношений солнцу и верховному богу (слившийся затем с православной Пасхой); праздник весенней пахоты Акатуй, зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота Сурхури. Сейчас в чувашских деревнях остались только Акатуй и христианские праздники. В праздники чуваши любят кататься на конях, на проводы зимы обязательно устраивают скачки. В календарные праздники молодежь устраивала  в весенне-летний период гуляния с хороводами, зимой –  посиделки. В середине зимы проводился молодежный праздник «девичье пиво»: девушки в складчину варили пиво, устраивали пирушку, ездили со своим пивом к родственникам.

У чувашей в хозяйственных интересах  поощрялась ранняя женитьба сына и  относительно позднее замужество  дочери. Свадьба продолжалась 4-5 дней, проходила в домах невесты и жениха, а также одного из родственников – покровителя новой семьи. Основные элементы свадебного обряда: обращение дружки к родителям невесты, выкуп  ворот, плач невесты, ее переезд в дом жениха. На второй день свадьбы  совершался ряд обрядов:  хождение новобрачной за водой, проверка ее хозяйственных способностей.  Последний день завершался обрядом снятия покрывала с молодой. 

В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората – младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу. Tрадиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ниме) при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая. У  чувашей всегда большую роль играло общественное мнение села (ял мен калать – «что скажут односельчане»). Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, пьянство. За воровство устраивали самосуд. Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «Чаваш ятне ан серт» (не срами имени чуваша).
Сохраняются до сих пор  традиционные  родильные обряды: обрезание пуповины кормление младенца медом и маслом, передача его под покровительство духу-хранителю  домашнего очага.

Ремесла и жилища

Традиционно  чувашская изба (пурт), которая топилась по-черному  глинобитной печью,  ставилась в  центре переднего двора и топилась глинобитной печью. Жилище ориентировали входом на восток и окнами на юг.  С сер. XIX в. чувашская усадьба делилась на 2 части: переднюю – собственно двор с жилой и большей частью хозяйственных построек – и заднюю с огородом и баней. Были распространены жилища среднерусского типа:  изба – сени – клеть. Внутренняя планировка тоже подобна русской: красный угол, коник, лавки по стенам, русская печь с полатями.  Кухня отделена перегородкой. Снаружи жилище украшали росписью «в елочку» и резьбой, чаще всего – изображением солярного круга. Резьбой украшали также  утварь, мебель, столбы ворот, наличники. Характерной чертой чувашской избы является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот, а также характерная окраска домов в синий цвет. Интерьер сохраняет традиционные черты: в переднем углу располагаются стол, стулья, диван или скамьи. Кровать отделялась от остального помещения занавеской, на полы стелили домотканые ковры (палас).


Основное занятие чувашских переселенцев – земледелие: выращивали рожь, полбу, овес, ячмень, горох, также лен, коноплю, хмель. Они  занимались они также лесными промыслами, охотой и рыбной ловлей.  Огромное значение для чувашей на Алтае приобрел картофель, который давал стабильные урожаи в этом регионе. Животноводство было развито слабо. Существенную роль играло пчеловодство. Бытовали промыслы и ремесла, связанные с деревообработкой. Также было развито рогожное, канатное производство, гончарное дело. Были развиты  плетение, вышивка, узорное ткачество,  шитье бисером и монетами. Чувашские мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой. А учились вышивать с 5-6-летнего возраста. К 12-14 годам девушки, освоив секреты мастерства, многообразие техники, становились прекрасными вышивальщицами. Каждый узор таил в себе символы, которые оберегали человека от болезней, несчастий. Чудесной вышивкой украшалась одежда, особенно свадебная (набедренные украшения, пояса).

Национальная кухня

Питание у чувашей основано преимущественно на растительных продуктах, в меньшей степени – на мясных и молочных. Очень популярны были различные супы (яшка, шурпе), похлебки  с клецками, щи, каши  (гречневая и пшенная), вареный картофель, ржаной хлеб, пироги с ягодами, капустой и крупами, ватрушки с картофелем или творогом. Реже готовили хуплу – большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой.  Мясо было относительно редкой (сезонной) или  праздничной едой. Готовили «Шартан»   – колбасу из овечьего желудка,  начиненного мясом и салом с чесноком, запеченную в печи  Национальное чувашское блюдо «Какай-шурпи»  готовится из субпродуктов. В его состав входят говяжьи или свиные ноги, сердце, лёгкие, печень, рубец, которые нарезают на небольшие кусочки и закладывают в холодную воду. После закипания субпродукты варят вместе с луковицей в течение часа, готовое блюдо посыпают нарезанным зелёным луком и  подают горячим в глубокой тарелке. 

Национальным блюдом является чувашская сладость, поданная в качестве десерта.  Хозяйки использовали сок калины, сами ягоды перемешивали с солодом и водой  в казанке, томили в духовке до образования густого пюре. Любимые напитки – пиво, уйран (айран), кисели.  В будни пили пахту, кислое молоко, квас.

Национальный костюм

Сегодня традиционная одежда используется в основном в разного рода фольклорных выступлениях. Мужчины одеты в холщовую рубаху (кепе) и штаны (йем). В основе традиционного костюма женщин –  тупикообразная рубаха (кепе) из белого полотна  с обильной вышивкой.  Рубахи носили с передником, украшенным вышивкой и аппликацией.  Для вышивки характерно сочетание геометрических узоров  с растительными и животными мотивами. Основные цвета – красный, желтый, зеленый.    Головные праздничные уборы  у женщин – полотенчатый холщовый сурпан, поверх которого надевали шапочку в виде усеченного конуса. Девичий головной убор – шлемовидная шапочка (тухья), украшенная бисером, бусинами, серебряными монетами. Женщины и девушки носили также платки, предпочтительно белые или светлых расцветок. Женские украшения – наспинные, поясные, нагрудные, шейные, перевязи через плечо, перстни.

Верхняя одежда – холщовый кафтан (шупар), осенью – поддевка из сукна (сахман), зимой – приталенная шуба из овчины (керек).  Традиционная обувь – лыковые лапти, кожаные сапоги.  Мужчины  онучи и портянки носили зимой, женщины –  круглый год, обертывая их вокруг ног в виде ровных столбиков.  Праздничной обувью считались резиновые калоши, надевавшиеся на чулок.   

Фольклор

У чувашей долгое время не было своей письменности, и все свои мысли, переживания, надежды, наблюдения и мудрость народ выражал в устном творчестве. Оно имело развитые виды и формы: сказки, легенды, мифы и предания, пословицы, поговорки и загадки, песни, сопровождаемые танцами, и частушки. Это была своего рода говорящая летопись тех времен.


У чувашского народа много сказок (юмахсем), и их все можно условно разделить на 3 группы: волшебные, бытовые, о животных. Первые – это художественный вымысел и большой полет фантазии, а их главный идейный мотив — борьба со злом за правду, за счастье народа. Самый распространенный сюжет этих сказок такой: злые силы крадут у народа благополучие и накликают на него беды, и тогда крестьянин отправляет своего сына на поиски страны счастья, и в пути юноша борется за возвращение украденного благополучия, мстит злым силам за оскверненную честь родных и своего народа. Сказки о животных – аллегория на жизнь обычных людей и их взаимоотношения, где за животными скрываются разные человеческие характеры. Бытовые сказки же описывают повседневные жизненные ситуации и высмеивают общие человеческие недостатки и пороки.

Нередко сказки переплетаются с народными легендами (халапсем) о разных исторических личностях, героических поступках наших предков, о булгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов. Но особенно чуваши любят сказания об Улыпе – национальном мифическом добром герое-великане.

Чуваши знамениты своей вышивкой, в которой особое место занимает узор «кеске», являющийся символом солнца, жизни, плодородия. В одной из чувашских легенд о 3-х солнцах рассказывается о том, что когда-то в мире было не одно, а 3 солнца, и находились они близко к земле, поэтому везде было жарко-жарко. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Ходили по земле и не знали, что такое тепло одеваться, как делать валенки, теплые чулки, варежки, шапки. А вокруг росли такие удивительные растения и деревья, которые давали людям все, что надо было для жизни, здоровья, веселья. Но были люди, которые не понимали, как хорошо жить в жарких странах. Они часто жаловались: «Жарко, невозможно дышать. Не хотим жить так! Хотим, чтобы было не 3, а одно солнце, убить надо 2 солнца!» – кричали они. Мудрые старики (шурсухалы) предупреждали, что ни одно солнце нельзя убивать, иначе будет большая беда, но их не послушали. Пригласили знаменитого охотника и приказали выстрелом из лука убить одно из солнц. «Ведь шурсухалы предостерегали нас от этого», – отказался выполнить их приказ охотник. «Если сейчас же не выполнишь приказ, то убьем тебя самого», – прикрикнули на него люди, которые хотели убить солнце. Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела в солнце, попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не спала. «Убить еще одно», – приказали люди охотнику. Тот убил и другое солнце.

Оставшееся солнце испугалось людей и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь убийственная стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. От холода стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом. Настала зима. Испугались люди и пошли с поклоном к старикам-шурсухалам, стали просить у них мудрых советов. Те сказали: «Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитых светил уже не оживить. А оставшееся светило убежало. Оно больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и возвратилось». «Да, да, – соглашались с ними люди, – мы на все готовы, чтобы возвратить солнце». «Хорошо!» – сказали мудрецы, – надо всем начать рисовать три солнца. Всюду: на земле, на стенах домов, на стеклах окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда оставшееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам… Может быть поэтому узоры солнца вышивали на нагрудной части женских рубах. Древний символ чувашей – 3 Солнца – один из основных элементов национального орнамента, выражающий красоту и совершенство, в настоящее время мы можем увидеть на гербе и флаге Чувашской Республики.
Еще один жанр фольклора чувашей – это пословицы (ваттисен сăмăхĕсем) и поговорки (каларăшсем), в которых передавалась мудрость предков.
Кÿршĕ-аршă аякри тăванран паха (Соседи дороже дальних родичей)
Юлташран уйрăлăн – пĕр çул йĕрĕн, кил-йышăнтан уйрăлăн — вун çул йĕрĕн, ял-йышăнтан уйрăлăн – ĕмĕр йĕрĕн (С другом расстанешься – 1 год будешь плакать, с семьей разлучишься – 10 лет будешь плакать, от народа отделишься – весь век будешь плакать)
Ака уйăхĕнчи ыйхă – авăн уйăхĕнчи хуйхă (Сон во время сева — горе во время молотьбы)
Лайăх ят мултан та паха (Добрая слава ценнее богатства)
Наиболее развитый жанр устного народного творчества – песни (обрядовая, рекрутская, застольная, свадебная, поминальная). Занимаясь домашними делами вроде прядения, ткачества, уборки, женщины пели. По вечерам молодые люди собирались на посиделки (улах), развлекались, девушки рукодельничали, и все пели. Невероятной красотой отличались свадебные песни: здесь и «Плач невесты» (хÿхлев), где девушка воспевала девичество и боялась тяжелой подневольной долей замужней женщины, и веселые песни жениха, его друзей и подруг невесты, и песни-наставления молодым от старших родственников.

  • ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ ХЛЕБОПАШЕСТВА
    ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ ХЛЕБОПАШЕСТВА
    Давным-давно, когда еще леса покрывали все берега Свияги и Суры и весь тот край, где они текут, подобно тучам, закрывающим небо во время грозы; когда еще люди кормились, убивая по лесам диких зверей, добывая из дуплистых деревьев мед диких пчел; когда бог богов, могучий и великий Тора помогал людям добывать пищу, – тогда жили на земле 2 брата. Старший назывался Якишем, а младший – Велюком. Якиш был злой, жестокий, коварный. Велюк был очень добрый, как малое дитя. Якиш убивал зверей и кормился мясом. Велюк собирал мед и кормился им.
    Однажды Якиш пошел на охоту, но не убил ни одного зверя. Голодный и поэтому еще более злой, он пришел к брату. Тот в это время ел мед, собранный им в дуплах, где жили пчелы. Старший брат попросил меду, и младший по доброте своей охотно поделился с ним. Якишу захотелось узнать, где находятся те пчелы, которые собрали такую сладкую пищу.
    – Скажи мне, где гнезда пчел? – спросил Якиш.
    Простодушный Велюк повел брата в лес и указал все дупла, которые знал.
    Через несколько дней Якиш вздумал украсть меду из одного дупла и уже отломил кусок сотов и стал есть. Но он не отнес первый кусок сотов к священному дереву киремети в жертву богам, и Тора рассердился и приказал пчелам умертвить Якиша. Пчелы собрались из всех дупел, и каждая ужалила вора.
    Якиш умер, и пчелы также умерли, потому что оставили в нем свои жала. Когда Велюк увидел мертвого брата и мертвых пчел, то стал плакать: ему было жаль брата и своих кормилиц. В слезах он уснул и вдруг слышит во сне голос Торы. Тора велит ему взять теленка и облить водой; что будет с водой, тó надо сделать и с мертвыми пчелами.
    Проснулся Велюк, поймал теленка и облил его. Теленок отряхнулся, и вода светлыми каплями попадала на землю и ушла в нее. Тогда Велюк, следуя повелению Торы, разбросал мертвых пчел и закопал их в землю.
    Это были первая пашня и первый посев.
    Скоро из земли появилась травка, на которой потом выросли колосья. Одни были покрыты точь-в-точь такими жалами, какими пчелы убили Якиша; на других зерна висели так, как висят на дереве рои пчел. К тому времени, когда Велюк обычно собирал мед, колосья поспели. Велюк выбил из них зерна, растер между двумя камнями, смешал с водой и стал есть вместо меда. Так появился хлеб.
    А Якиш был унесен злым духом в преисподнюю. Там злой дух сделал из его злого сердца червей, убивающих теперь молодых пчел, а из тела сделал мышей, поедающих воровски тот хлеб, который добывается человеком.

  • СКАЗКА ЛИСА-ПЛЯСУНЬЯ
    СКАЗКА ЛИСА-ПЛЯСУНЬЯ
    Один старик принес из леса живую лису и говорит старухе:
    — Брось-ка в печь мою старую шапку, я тут кое-что на новую принес. Вот, посмотри, — и вытащил из мешка лисицу.
    Старуха как раз топила печку и, увидев лисицу, взяла старую шапку мужа и бросила в огонь. А старик тем временем говорит лисе:
    — Прежде чем я пущу тебя на шапку, спляши, лисичка-сестричка, повесели нас со старухой, — и принялся точить нож.
    Бедная лисичка глядит на нож, на старика со старухой и сидит ни жива ни мертва. Взглянула в окно, увидела дорогу в поле, а за полем — лес, только как убежишь в тот лес?
    А старик уже и нож наточил.
    — Пляши, лисичка, не то зарежу.
    — Я бы сплясала, — ответила лиса, — но у меня нет хорошего платья. А без платья — что это за пляска?
    Старуха достала из сундука свое девичье платье, нарядила в него лисичку. А та посматривает на свой наряд, любуется, а плясать не торопится.
    — Что же не пляшешь-то, сестрица? — спрашивает старик.
    — Я бы сплясала, — отвечает лиса, — да у меня нет хушпу* на голове.
    Старик со старухой надели на голову лисы хушпу. А она и теперь на украшения смотрит, однако же и плясать не пляшет. Тогда старик со старухой в один голос:
    — Хватит любоваться-то, лисица, пляши, почему не пляшешь?
    — А у меня — разве не видите? — на шее мониста нет, — отвечает лиса.
    Повесила ей на шею старуха и свое монисто, — не пляшет лиса:
    — Надо бы еще и браслеты.
    И когда только дали ей и браслеты — повеселела, вышла на середину избы, на задние лапы встала.
    Старик достал гусли, заиграл, лисица в пляс пустилась. Сначала тихо, медленно прошла по кругу, а потом все быстрей и быстрей. Только нарядное платье мелькает, да хушпу с монистом позванивают. Старуха и про печку забыла, глядит на лисью пляску, в ладоши хлопает.
    — А ну, ходи веселей, лисичка-сестричка! — подбадривает плясунью и старик, и чуть ли не сам готов вместе с ней в пляс пуститься.
    Что только не выделывала, какие веселые колена лисица ни выкидывала. Глядят на пляску старик со старухой не наглядятся.
    Жарко стало плясунье, она и говорит:
    — чтобы дверь была открыта,
    И окно чтоб не закрыто.
    Старуха тут же кинулась открывать дверь, а старик открыл окно: жалко что ли: лишь бы лисичка-сестричка веселей плясала!
    А лисичка еще немного попрыгала, поплясала, да — юрк! — в открытую дверь. Только ее старик со старухой и видели.
    И остался старик без шапки: старая в печке сгорела, а новая в лес ушла.
  • ПОЧЕМУ СОСНА И ЕЛЬ ВЕЧНОЗЕЛЕНЫЕ.
    ПОЧЕМУ СОСНА И ЕЛЬ ВЕЧНОЗЕЛЕНЫЕ.
    Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Еще и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в теплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Все живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру. Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать — не знает. Неужто так и придется погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. “Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать”, — подумала птичка и, оберегая свое раненое крылышко, поскакала к лесу.
    На опушке леса стояла кудрявая красавица-береза. Птичка к ней с просьбой:
    — Береза-березонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
    — Веток у меня много, листьев еще больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, — ответила береза.
    Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит — стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
    — Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые теплые ветки до весны прожить.
    — Вот еще придумала, — ответил дуб. — Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного желудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
    Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая свое раненое крыло. Приблизилась к речке, видит — на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.
    — Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних теплых дней, — просит и ветлу бедная птаха.
    — Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу, — гордо ответила ветла.
    Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто ее, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
    Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку.
    Несчастную птицу заметила зеленая ель.
    — Ай-яй, бедняга, куда же ты идешь? — спросила она птаху.
    — Куда иду, и сама не знаю, — ответила та.
    —Как же не знаешь? — удивилась ель.
    — Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, — печально сказала птичка-невеличка. — Иду куда глаза глядят.
    — А что же ты со своими подругами не улетела?
    — Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать — никто не пустил, никто не пожалел.
    — Ах, бедняжка! — жалостливо воскликнула сердобольная ель. Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку — она самая теплая.
    Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
    —У меня ветки не такие густые, не такие теплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров, — сказала она.
    Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла ее от холодного ветра.
    Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.
    — Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.
    Так раненая птичка зажила хорошей жизнью. Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождем сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это решил он все же спросить у Мороза:
    — Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
    Царь холода, Мороз, сказал:
    — С берез, с ветел — со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они всю зиму стоят зелеными.
    Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечнозелеными.

  • Игры
    Игры
    Золотые ворота
    Выбирают 2 водящих, которые становятся лицом друг к другу, поднимают руки вверх, образуя ворота. Игроки берутся за руки и цепочкой проходят через ворота. При этом исполняют песню:
    «Золотые ворота
    Пропускают не всегда.
    Первый раз прощается,
    Второй раз – запрещается,
    А на третий раз
    Не пропустят нас!»
    На последние слова песни ворота закрываются. Игрок, перед которым закрылась ворота, отдает любую вещь (ленту, заколку, носки). Собрав вещи, ведущие из разыгрывают. Они встают спиной друг к другу. Один спрашивает: «Что будет делать хозяин этой вещи?» –  другой придумывает задания: попрыгать, ползать, отбивать мяч и т. д. Игрок, чью вещь разыгрывают, выходит и выполняет задание.
    Правила игры. Игроки к концу песни ускоряют шаг с тем, чтобы успеть пройти через ворота. Ведущие, закрывая ворота, отпускают руки вниз.

    «Изба»
    Игроки делятся на 4 команды по 4 человека. По площадке расставляют 4 стула, на которых лежат по 1 большому платку. Игроки выходят в середину площадки и говорят:
    «Мы – ребята-молодцы»,
    В играх все мы удальцы.
    Вместе спляшем и споем,
    А потом домой пойдем»
    На последние слова игроки бегут к стульям, закрепленный за командой. Игроки берут платок за 4 угла и натягивают его над собой.
    Правила игры. Игроки бегут к стульям только на последние слова текста. Побеждает та команда, игроки которой быстрее других построят «избу», натянув платок над собой.


    Луна или солнце (Уйохпа хэвель)
    Выбирают 2 игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на 2 команды, которые выстраиваются в колонны –  игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

    Разорви цепь
    Игроки делятся на 2 командами, взявшись за руки, строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-5 м. Игроки первой команды идут к игрокам второй команды, поют песню и возвращаются назад.
    «Чечи чечи, чечерина,
    Минерук – Синерук!
    Ах, подружка Нинук!
    (Ох, дружочек Ванюк!)
    Ты иди сюда играть!»
    Игроки 2-й команды, чье имя было названо в песне, разбегается и старается грудью или плечом разорвать цепь первой команды. Потом команды меняются ролями.
    Правила игры. Игроки делятся на 2е команды с равным количеством участников. До начала игры устанавливается количество вызовов команд. Если бегущему удается разорвать цепь, то он уводит в свою команду одного из 2-х игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не разорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Побеждает команда, в которой больше игроков.

Видео

Фотогалерея