Краткое Описание
Язык
иврит, русскийПисьменность
древнееврейский алфавитРелигия
иудаизмЧисленность
721История евреев уходит корнями в глубокую древность. Их происхождение и ранние этапы этнической истории имели место на Ближнем Востоке – в регионе, где возникли древнейшие цивилизации. В Сиро-Палестинском регионе сформировался язык иврит (или древнееврейский) и возник древнееврейский алфавит.
Большинство верующих евреев исповедуют иудаизм – национальную религию еврейского народа. Во многих языках понятия «еврей» и «иудей» обозначаются одним и тем же словом, поэтому в глазах религиозных евреев соплеменники, перешедшие, например, в ислам или в христианство, евреями быть перестают. Еврейская традиция считает евреем человека, рожденного от матери-еврейки или исповедующего иудаизм.
Традиционными формами поселения были еврейские кварталы (гетто, махалля), местечко (штетл). Обязательными элементами были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), кладбище. Традиционное жилище однотипно с домами окружающих народов, но отличалось специальными аппликациями и росписью на восточной стене (мизрах), неокрашенным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма.
В Российской империи с 1791 до 1917 гг. существовала так называемая «черта оседлости», восточнее которой запрещалось селиться евреям. В «черте оседлости» евреям было нельзя заниматься земледелием, поэтому была высока доля ремесленников и мелких торговцев. Большинство переселившихся в Сибирь евреев предпочитали перебираться в города и зарабатывать городскими профессиями. Они были булочниками, мясниками, портными, сапожниками, часовщиками, печниками, столярами, кузнецами. Также занимались извозом (прежде всего ломовым), погрузкой (в составе артелей) пароходов и железнодорожных вагонов, мелкой и средней торговлей (в частности, ввозили скот из Монголии, поставляли продовольствие на рудники и в районы приисков).
В конце ХIХ в. несмотря на запрет, на Алтае имела место предпринимательская деятельность евреев. Томские купцы открывали здесь под чужим именем питейные заведения, через подставных лиц закупали на алтайских заводах машины для своих заведений, что было законом запрещено. В XX в. профессиональная структура российских евреев кардинально изменилась. Значительную часть среди них составляют инженеры, врачи, преподаватели в школах и вузах, научные работники, многие реализуют себя в литературе, искусстве, журналистике, культуре, юриспруденции и т.д.
Особенности традиционной еврейской кухни во многом обусловлены системой религиозных пищевых запретов – кашрутом (пригодность к употреблению в пищу). Принципы кашрута заключаются в том, что есть можно только мясо тех четвероногих животных, которые являются жвачными и имеют раздвоенные копыта. Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб запрещены, как и любое блюдо, в которое в процессе приготовления попала некошерная пища. Используемые в пищу животные должны быть забиты специальным кошерным способом. Для удаления крови мясо вымачивается, солится и промывается водой. Запрещено совместное употребление мясных и молочных продуктов, употребление свинины, многих морепродуктов. В их блюдах широко используется сочетание продуктов животного и растительного происхождения, что значительно повышает их биологическую ценность. Примером могут служить куголы, которые готовят из отварных продуктов (лапши, риса, свеклы, картофеля и др.). У ашкеназов пользуются популярностью фаршированная рыба, жаркое (кисло-сладкое мясо,) бульон с кнедликами (клецками из дробленой мацы), цимес (тушенная в жиру морковь с черносливом). Из мясных блюд наиболее распространенным является тушеная говядина с кисло-сладким соусом, куда входит репчатый лук, мёд, сухари из чёрного хлеба, сахар, уксус и изюм.