Верующие казахи – мусульмане-сунниты. Ислам рассматривается подавляющим большинством казахов как необходимая часть культуры, а значит, этничности. У казахов обычаи ислама соседствуют с древнетюркскими традициями. Так, у казахов до сих пор существует обычай поклоняться огню, луне, солнцу, земле, воде, здороваться с народившимся месяцем.
Всеми казахами отмечаются религиозные праздники Ораза и Құрбан байрам. Ораза айт (Ид аль-Фитр, Ураза байрам) знаменует окончание священного месяца Рамазан (Рамадан). Известно, что Ораза – один из пяти столпов ислама: шахада (декларация веры), молитва (фард намаз), пожертовования (фард закят), пост в месяц Рамадан, хадж в Мекку. Мусульманам во время поста запрещено есть и пить от рассвета (момент наступления утренней молитвы) до захода солнца (момент наступления вечерней молитвы). Для них это время духовного очищения, изучения Корана, свершения благочестивых дел. Верующие стремятся во время поста очиститься от пороков и страстей, чтобы в дальнейшем совершать благородные поступки. Пост рассматривается как средство контроля своих желаний (в еде, питье, интимной близости) и посвящения себя Богу. Когда заканчивается Ураза, приходит второй по значению в мусульманском календаре праздник Ураза-байрам (в 2021 г. 13 мая). Курбан-байрам (Курбан-айт), который отмечается через 70 дней после праздника Ураза-байрам, представляет торжества по случаю окончания хаджа – паломничества в священный город Мекку.
Началом нового года у казахов, как и у многих народов Востока, считается Наурыз (21 марта). В этот день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинакова, все живое в природе с радостью встречает перемены в жизни. Поголовье скота удвоилось, молока стало больше, земледельцы готовятся к севу зерновых. В этот день, который казахи называют Улус кун (Великий день), каждая семья готовила специальное блюдо – «наурыз-коже», состоящее из 7 компонентов: пшеницы, мяса, масла, соли, лука, муки, курта (шарики из овечьего, коровьего и др. молока) и т.д. В чаши наливали айран, кумыс и другие напитки, туда же добавляли жареную пшеницу и пшено. Весь этот ритуал символизировал надежду на обильный урожай. Традиционными в праздновании Наурыза можно признать ритуальное осыпание («шашу»), приготовление угощений.
У казахского народа свадебный обряд существует издревле и состоит из нескольких этапов. Любую свадебную церемонию в казахском обществе предвосхищает сватовство («құдалық»). В преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты, задача которых – договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства отец невесты получает от гостей подарки, являющиеся своеобразным задатком. Следующий этап праздника – проводы невесты («қыз ұзату»). Процедура прощания сопровождается исполнением казахской ритуальной песни «Жар-жар». Основным элементом обряда встречи невесты («келін түсіру») является исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий – «Беташар». Не менее интересен обряд расплетания косы невесты с последующим раздвоением. Две косы на голове у новобрачной символизируют окончание одиночества и начало супружеской жизни. Во время свадьбы на виновников торжества бросают конфеты или деньги, которые собирают дети. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «шашу», приносят удачу.
Похороны у казахов проходят исключительно по мусульманским обычаям. Погребение проводится не раньше, чем через 2-3 дня после смерти. Покойника обмывают родственники того же пола, что и усопший, детям обмывать родителей не разрешается. Когда тело считалось ритуально чистым, его обертывают несколькими узкими полотнищами белой материи, которые заменяют рубаху и чалму, и заворачивают в ковер. После облачения проводилась панихида («жаназа»), на которой мулла читал заупокойную молитву. Затем усопшего перевозили на кладбище. Согласно предписаниям ислама в погребальной церемонии, независимо от пола покойного, принимают участие только мужчины. Тело усопшего кладут с южной стороны могилы, затем несколько человек спускаются в яму и принимают тело, опускаемое на длинных полотенцах. Погребение сопровождается чтением сур (глав) Корана. Поминальный обед проводится после похорон, на 3, 7 и 40 день, а также в годовщину смерти. Количество людей, пришедших с соболезнованиями и, соответственно, сделавших приношения в денежном эквиваленте, имеет большое значение для социального статуса семьи, понесшей утрату. Необходимой частью поминального цикла считается исполнение женщинами песни-плача («жоқтау»), в которой перечисляются заслуги покойного, возвеличиваются его хорошие деяния. У казахов перед «возвращением» на тот свет ноги покойника завязывали. Это же начало используется при обряде разрезания пут («тұсау кесер»), когда только начинающему ходить ребенку завязывали ленточкой ноги, а уважаемый в семье человек разрезал ее, освобождая от видимых и невидимых пут. После этого ребенок обычно начинал ходить самостоятельно. Когда мальчику исполняется 4-5 лет, его посвящают в наездники. Для него делают специальное седло из дерева («ашамай-ер»), выбирают самого спокойного жеребенка. Отец водит коня по всему аулу для того, чтобы малыш поприветствовал всех людей. Женщины бросают подарки и сладости («шашу»). Оседлав своего первого коня, мальчик по праву может считать себя мужчиной.
У казахов, как и у многих других народов, существуют запреты («тыйым»). Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистеть в доме – прогонять счастье и есть этнические запреты: нельзя переходить дорогу старшему человеку. «Араша!» – возглас, чтобы остановить тех, кто спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: «Араша!», «Араша!», должны немедленно прекратить. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено («тизе бугу»), иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.
«Токымкагар» – обряд для уезжающих людей в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан (праздничный стол), позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.