Краткое Описание
Язык
киргизский, русскийПисьменность
кириллицаРелигия
ислам суннитского толкаЧисленность
558Киргизы (кирг. кыргыздар ) – тюркский народ и титульная нация Киргизской Республики. Проживают также в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Китае, Турции. На территории Алтайского края, согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., живут 558 киргизов, что составляет 0,02% от всей численности населения региона. Наиболее многочисленные общины расселены в Бийске, Алейске, Белокурихе, Рубцовске, Барнауле.
Ученые считают, что основная часть киргизской народности имеет центрально-азиатское происхождение. Предки киргизов появились в среде тюркоязычного населения Саяно-Алтая, Прииртышья, Восточного Тянь-Шаня и др. областей. Исследования сибирских археологов показали, что в IX-X вв. енисейские киргизы проникали в южные и западные районы Алтая, смешиваясь с местными тюркскими племенами.
Значительная часть киргизов являются ближайшими родственниками южным алтайцам. Формирование киргизской народности завершилось во втор. пол. XYIII в. после уничтожения Джунгарского государства войсками Цинского правительства Китая. Лишь с сер. XIX в. они начали добровольно принимать русское подданство.
Сами киргизы называют себя выходцами из Сибири, Алтая и относят к большой семье алтайских народов, к наследникам великой цивилизации Большого Алтая.
С 2012 г. в Алтайском крае действует общественная организация - Местная национально-культурная автономия киргизов «Наш Дом – Алтай» (председатель Н.Ш. Толебаев). Члены киргизской диаспоры принимают активное участие в различных культурных мероприятиях края. Особый интерес представляют зрелищные и сюжетные национальные обряды киргизов, связанные с рождением ребенка, созданием семьи, встречей весны. Дошедшее до наших дней киргизское устное творчество отличается большим жанровым многообразием. Наряду с трудовыми и лирическими песнями, обрядовыми танцами киргизы чтут и популяризируют сказки, предания, богатырский эпос.
Киргизский язык относится к киргизско-кыпчакской подгруппе кыпчакской ветви тюркской группы алтайской языковой семьи. История киргизов вплоть до ХХ в. была бесписьменной. Среди киргизов, проживавших в СССР, до 1928 г. использовалось арабское письмо, а с 1928 г. –латинский алфавит. С 1940 г. была введена современная письменность на основе кириллицы. Киргизы Алтайского края в основной своей массе показывают хорошее владение русским языком.
Киргизы в большинстве являются мусульманами-суннитами. Их исламизация завершилась в пер. пол. XVII в. Однако позднее распространение среди них ислама способствовало формированию синкретизма традиционных верований и ислама.
Киргизы отмечают ежегодные религиозные мусульманские праздники: окончание религиозного поста («Орозо айт»), жертвоприношения («Курман айт»). Они отмечают праздник пробуждения природы («Ноорус»), во время которого готовят кашу из ячменя и пшеницы («кожо»), которую называли «кудайы» (т.е. угощение с богоугодной целью).
Неотъемлемым ритуалом является свадебный обряд – поистине уникальное явление в культуре киргизского народа. Когда говорят о традициях национальной свадьбы, конечно, в первую очередь, имеют в виду захватывающие ритуалы выплаты калыма или сватовства, однако в этой церемонии немало и других интересных моментов: сватать детей у киргизов разрешено даже до их рождения. Такая форма сватовства называется «бел куда» и распространена она у закадычных друзей, мечтающих о кровных узах «сөөктешуу». Можно так же сосватать младенцев. Если дитя еще лежит в колыбели, то такое сватовство называется «бешик куда». В ушко просватанной маленькой невесты вставлялись серебряные сережки «сойко салуу» и родители детей с полным правом могли именовать себя родственниками.
Жених и невеста должны встречаться до свадьбы. Эта традиция называлась «зятеванием», или знакомством с будущим зятем. Задолго до свадьбы молодой человек должен был поставить юрту за околицей деревни, чтобы невеста могла приходить туда с подругами и постепенно знакомиться с будущим мужем. Обычно на такие встречи собиралась шумная компания молодежи, затевались игры и развлечения. Перед отъездом в дом жениха невеста по традиции обходила всех родственников и прощалась с ними, для подруг же собирался девичник.
В день отъезда молодых для собравшихся устраивался большой праздник – «кыз узатуу» – проводы невесты, который сопровождался обильным застольем, разнообразными играми и гуляньями. Конечно, невесту не отпускали без выкупа («калым»), который предполагал наличие большого количества скота, пригоняемого женихом в дом к невесте. Затем девушке расплетали девичьи косы и заплетали 2 женские. По прибытии в семью жениха невесте надевали на голову белый тюрбан, а на ее поведение накладывали ряд запретов: нельзя сидеть спиной к родственникам мужа; громко говорить и называть родню мужа по имени, теперь они для молодой жены только «тергөө»; специально попадаться на глаза старшим в семье мужа. Эти установки давались на всю жизнь. Интересно, что уже будучи уже совсем пожилой, являясь главой рода, женщина и тогда не смела называть родственников мужа по имени, как дань уважения их светлой памяти.
Киргизский дом – юрта («jurt» с тюркского языка переводится «родовая земля»), представляющая достаточно легкую конструкцию, построенную без единого гвоздя с использованием лишь материалов, которые были у кочевников под рукой (например, ива). В основе каркаса лежат 4 элемента: решетчатое отверстие в потолке «тундук» – колесо для освещения и подачи воздуха; складывающиеся стены «кереге» из реек, закрепленные ремешками из кожи; брусья «ууки», вставленные в специальные головки на «кереге», образуя купол: дверь «эшик». Стены покрывались сверху кошмой, которая не пропускает холод и жару, не боится влаги. Семья простого кочевника обычно жила в юрте «боз юй» на 5-6 «канатов» (секций «кереге»). На строительство таких юрт уходило от 80 до 100 жердей «ууки». Когда семья снималась с места, обычно требовалось 30-40 минут, чтобы ее разобрать. Юрта весила около 400 кг и ее перевозили, навьючив на 2 лошадей. Установка юрты традиционно считалась женским делом, на которое тратили они 1-2 часа. Для внутреннего украшения использовали узорную тесьму и веревки, сплетенные из шерсти с добавлением конского волоса. Полы поверх простой кошмы застилали цветным войлочным ковром с вплетенным орнаментом.