Краткое Описание
Язык
кумандинский, русскийПисьменность
кириллицаРелигия
язычествоЧисленность
1 660Кумандинцы (тадар-кижи, тадарлар, куманды-кижи) – тюркский народ, проживающий в верхнем и среднем течении р. Бия. В административном отношении это территории Красногорского и Солтонского районов Алтайского края, Турочакского района Республики Алтай. По итогам Всероссийской переписи 2010 г. кумандинцев насчитывается 2891 чел, из них 1401 чел. проживает на территории Алтайского края.
Кумандинцы занимали территорию верховьев р. Оби, жили в устье р. Чарыш в низовьях р. Катуни и по р. Бии до устья р. Лебедь, то есть от р. Чарыш до Салаирского кряжа. Принято выделять верхних (оре куманды) и нижних (алтына куманды) кумандинцев, проживающих соответственно в верхнем и нижнем течении р. Бия и отличающихся культурными традициями.
Основу хозяйства кумандинцев составляла сезонная (зимняя) коллективная пешая охота на крупного и пушного зверя, которая обеспечивала их мясом. Шкура шла на шитье обуви; пушной промысел также приносил основное средство для уплаты налога («ясака»). Охотились на маралов, косуль, медведей. Наиболее подходящим месяцем охоты на медведя считался декабрь – время окончательного перехода его в спячку. Основным средством передвижения по заснеженной тайге были лыжи («шана»), подбитые камусом (шкурой оленя или лошади). Сняв с убитого медведя шкуру, отрезали ему голову и перевязывали бечевкой челюсти. После чего старший из охотников делал заклинание («алган») над головой убитого медведя и вставлял ее в развилку дерева. Если не соблюсти этих действий, то, по поверью кумандинцев, душа («сyрy») убитого медведя могла преследовать охотников. Перед отправлением на промысел производилось кропление деревянных изображений покровителей охоты. В тайге кумандинцы, выстроив охотничий шалаш, также совершали кропление ячменной кашей «хозяину тайги» («кан»). Весной ловили бурундуков, летом – сурков. В местных реках и озерах с помощью специальных рыболовных снастей ловили хариуса, тайменя, щуку, окуня, карася. В августе и сентябре, когда вода становилась светлой, кумандинцы выходили лучить рыбу острогой.
Пищей кумандинцев было мясо диких и домашних животных, дичи, рыбы и молочные продукты. Из растительной пищи употребляли хлебные злаки: толокно из поджаренных зерен ячменя («талкан»), из пшеницы и ржи – маленькие хлебцы («тертмек»). Они ели различные дикие съедобные растения: кандык (травянистое луковичное растение),, сарану («саргай»), дягиль («палтырган»), полевой лук («кобирген»), дикий чеснок («ускум»), ягоды и т.д. Выкопанные летом луковицы кандыка мыли в воде, затем нанизывали их на тонкие бечевки и сушили на солнце, а его сушеные корни варили в молоке. При этом для улучшения вкуса добавляли сметану и яйца. Из луковиц сараны (саранки) готовили кашу. Сначала их варили в воде, затем, слив воду, отжимали. Второй раз варили сарану на молоке. Состоятельные семьи заправляли готовую кашу сметаной. Сарана занимала настолько важное место в питании кумандинцев, что сбор ее отразился в загадках. Так, в одной из них говорится: «Саргайга барган кыстар саарнаш ньанчылар» – «Девушки, ходившие за сараной, возвращаются с песнями» – ответ: «сеек» – комар. Из других растений чаще употребляли в пищу черемшу («калба»), которую едят в сыром виде, заправляют похлебку, тушат, пекут пироги и даже делают вареники. Из ягод собирали клубнику («токпак чийлеги»), малину («агаш чийлеги»), черемуху («чырмыт»), которые употреблялись в сушеном виде в качестве начинки пирожков.
Пища кумандинцев была в основном мясная, включающая мясные похлебки («урге», «кочо»), кушанья из внутренностей домашних и диких животных. Они употребляли мясо домашних животных, диких оленей, лося, косули, медведя, барсука; из дичи, мясо глухаря («шай»), тетерева («куртук»), рябчика («сынма»), дикой утки и гуся, а из грызунов мясо зайца («ойан»), белки («тыйырг»), бурундука («курек»). Из домашних животных предпочитали употреблять в пищу мясо лошади и овцы, но так как овец кумандинцы держали мало, то в большинстве случаев забивали лошадей («согум»). Пока мужчины разделывали тушу, женщины очищали и мыли потроха, готовили кровяную колбасу («кан»). При забое скота, как правило, варили «баш» (букв.:мясо головы). Голову рубили на несколько частей, добавляли куски ребер, шейную мякоть. Все это варилось в большом котле. Собравшихся гостей угощали в первую очередь «каном», а после этого – мясом.
Повседневной пищей бедноты был суп из картофеля, заправленный пшенной или ячменной крупой, и чай с хлебом или с «талканом». У богатых «урге» варили всегда с мясом. Вечером обычно готовили лапшу с мясом или пельмени, а по утрам пекли пироги с различной начинкой.