Краткое Описание

Язык

кумандинский, русский

Письменность

кириллица

Религия

язычество

Численность

1 660

Обзорная статья

Кумандинцы (тадар-кижи, тадарлар, куманды-кижи) – тюркский народ, проживающий в верхнем и среднем течении р. Бия. В административном отношении это территории Красногорского и Солтонского районов Алтайского края, Турочакского района Республики Алтай. По итогам Всероссийской переписи 2010 г. кумандинцев насчитывается 2891 чел, из них 1401 чел. проживает на территории Алтайского края.

Кумандинцы занимали территорию верховьев р. Оби, жили в устье р. Чарыш в низовьях р. Катуни и по р. Бии до устья р. Лебедь, то есть от р. Чарыш до Салаирского кряжа. Принято выделять верхних (оре куманды) и нижних (алтына куманды) кумандинцев, проживающих соответственно в верхнем и нижнем течении р. Бия и отличающихся культурными традициями.



Народ проживает на Алтае с III в. до н.э. Первые свидетельства создания общности относятся к IX в. С VI по XVII вв. кумандинцы находятся под значительным влиянием со стороны тюрков. Народ жил в зависимости у 1-го и 2-го Тюркских каганатов, Уйгурских и Кыргызских правителей, империи Юань, Белой Орды. После вторжения Ермака (XVI в.) положение кумандинцев не улучшилось. Из-за передела сфер влияния они долгое время оставались так называемыми «двоеданцами», платившими дань русскому царю и джунгарским правителям. Лишь во второй пол. XVIII в., когда народы Алтая добровольно вошли в состав Российского государства, кумандинцы были признаны кочующими и закреплены за Бийским уездом.

Период коллективизации в 1930-х гг. прошлого века, укрупнение сел в 1960-1970 гг., массовые вырубки кедра способствовали вынужденному переселению коренных жителей с мест их компактного проживания. Когда образовалась Горно-Алтайская автономная область, большая часть кумандинцев географически оказалась за ее пределами: в Бийском, Красногорском и Солтонском районах Алтайского края.
Кумандинцев называют поэтично: «люди-лебеди», «дети Алтая», «сыновья гор». По легенде, этот народ приплыл на Алтай на плоту во время Всемирного потопа, так и оставшись здесь жить. Интересны история сотворения мира по-кумандински: считается, что земля и люди появились из яйца, которое лебедь достал со дна моря. Легендами, пророчествами, общением с духами - хозяевами воды, тайги проникнут весь кумандинский фольклор. Особое место в их культуре занимают мастера-исполнители сказок и эпосов – кайчи.

С 2008 года крае действует Алтайская региональная общественная организация «Объединение кумандинцев Алтая» (АРОООКА). В рамках гранта Губернатора Алтайского края в сфере деятельности общественных объединений реализован проект «Возрождение и развитие кумандинской культуры в Алтайском крае». Создан интернет-сайт «Алтай – родина кумандинцев»; опубликован сборник кумандинского фольклора «Белые кони духов».

Язык и письменность





Кумандинский язык – один из тюркских языков алтайской языковой семьи, в котором  выделяются три говора: турочакский, солтонский и старобардинский. 

В нач. 1930-х гг. была предпринята попытка обучения кумандинцев на родном языке. В 1933 г. был издан «Куманды-буквар» на латинице под редакцией Н.А. Каланакова и К.И. Филатова, однако на этом дело остановилось. С тех пор преподавание в школах ведётся на русском языке, в качестве предмета преподаётся алтайский литературный язык. Представители среднего и старшего поколения кумандинцев в разговорной речи употребляют родной язык, молодежь же отдает предпочтение русскому. Кумандинским языком владеют 1044 чел. Письменность создана в нач. XX в. на основе кириллицы, но в настоящее время язык кумандинцев существует только в разговорном виде.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Традиционные верования кумандинцев пронизаны анимистическими представлениями. Особо почитаются духи-хозяева воды («сугэзи»), огня («отэне»), гор, тайги и пр. Развиты промысловые культы, связанные с испрашиванием благополучного результата в охоте у хозяев тайги («каным», «шалыг»). Совершались бескровные жертвоприношения. Значительное место в религиозной практике кумандинцев занимал шаман («кам»), посредник в общении людей с духами и божествами – Ульгенем и Эрликом. В XIX в. кумандинцы официально обращены в православие.

Самым распространенным у кумандинцев был обряд жертвоприношения лошади («таилга»). Лошадь белой масти приносилась в жертву покровителю рода – Ульгену, черной хозяину нижнего мира  – Эрлику. Первоначально шаман узнавал, угодна ли лошадь Ульгену или нет. Для этого он ставил чашку на спину лошади и ждал, когда она упадет. Если чашка падала вверх дном, то это означало, что жертва не угодна богам. В случае, если чашка падала на дно, обряд продолжали далее. Шаман обходил лошадь несколько раз по кругу, стуча в бубен. Таким образом он ловил «душу» лошади. Затем лошадь уводили в уединенное место к жертвеннику.

Осенью, когда собирался урожай, кумандинцы устраивали праздник «Коча-кана», носивший явно эротический характер: по селению ходил ряженый человек в маске из бересты и с длинным фаллосом в руках, изображавший духа Коча-кана. Он останавливался перед окнами каждого дома и пел не совсем приличные песни эротического содержания. Хозяева дома обязаны были по обычаю одарить подарками Коча-кана и его спутников. За это им обещалось пополнение семейства и приплод скота.

В прошлом кумандинцы считали, что, помимо личной покровительницы (Май, Майэнези), опекающей человека от рождения до смерти, о благе всего рода в целом заботится родовой дух Пайне. Во время Пайне-пайрам (праздника Пайне) совершалось ритуальное жертвоприношение коня. Встречи всех родов во время общих ритуальных праздников объединяли кумандинцев. В условиях экзогамии («Пирь сек кижи алышпас» – «одной породы люди не женятся»)  часто во время Пайне-пайрам происходили знакомства, смотрины, сговоры родителей молодых и т.п.
Свадьба проходит по сговору. Обязательно был калым со скотом, одеждой, утварью. На свадебном празднике не присутствовали родители невесты. Они раньше отдали дочку с одеждой, постелью, скотом. На свадьбе мог присутствовать только брат матери, а родители приглашались в гости в другой день. У невесты были подружки. В день свадьбы в аиле (временное конусообразное помещение, обмотанное тканью) они расплетали ей все косы, заплетали две и закрывали платком. С  этого времени платок больше не снимался.

До сих пор у кумандинцев сохранился старый обычай. Принимая гостей, хозяйка дома раскуривала трубку (разрешалось курить уже с 15 лет), тем самым показывая свое доброе расположение и удовольствие от того, что к ней пришли гости. Она как бы раскуривала трубку мира.

Ремесла и жилища

Основу хозяйства кумандинцев составляла сезонная (зимняя) коллективная пешая охота на крупного и пушного зверя, которая обеспечивала их мясом. Шкура шла на шитье обуви; пушной промысел также приносил основное средство для уплаты налога («ясака»). Охотились на маралов, косуль, медведей. Наиболее подходящим месяцем охоты на медведя считался декабрь – время окончательного перехода его в спячку. Основным средством передвижения по заснеженной тайге были лыжи («шана»), подбитые камусом (шкурой оленя или лошади). Сняв с убитого медведя шкуру, отрезали ему голову и перевязывали бечевкой челюсти. После чего старший из охотников делал заклинание («алган») над головой убитого медведя и вставлял ее в развилку дерева. Если не соблюсти этих действий, то, по поверью кумандинцев, душа («сyрy») убитого медведя могла преследовать охотников. Перед отправлением на промысел производилось кропление деревянных изображений покровителей охоты. В тайге кумандинцы, выстроив охотничий шалаш, также совершали кропление ячменной кашей «хозяину тайги» («кан»). Весной ловили бурундуков, летом – сурков. В местных реках и озерах с помощью специальных рыболовных снастей ловили хариуса, тайменя, щуку, окуня, карася. В августе и сентябре, когда вода становилась светлой, кумандинцы выходили лучить рыбу острогой.


Кумандинцы также занимались собирательством, огородничеством, разведением лошадей. Существенным дополнением служило мотыжное земледелие. Постепенно, под влиянием русского населения, переходили к плужному земледелию. Сеяли вручную, но вместо ножа при жатве применяли уже серпы. Хлеб обмолачивали цепами, веяли на ветру, подбрасывая зерно деревянной лопатой вверх. Хранили хлеб в амбарах, построенных по русскому образцу. Сеяли пшеницу, рожь, овес, гречиху. В быту использовали каменные зернотерки («пасак») и деревянные ступы («соко»). В деревянной ступе толкли ячменную крупу для приготовления национального блюда – «кyче».

Занятие пчеловодством приносило им мед. Для диких пчел делали специальные «дуплянки» в виде колод. Они выставляли миску с медом – пчелы напивались и летели в дупло. Важное место занимал промысел кедрового ореха. Терка «пасак» применялась для перетирания шишек. Большое место в хозяйстве кумандинцев занимали изделия из дерева, преимущественно из березы, из которой изготовлялась различная посуда (ложки, корытца), средства передвижения (сани), предметы культа. Деревянную чашку выделывали из корня березы. Такая чаша не трескалась от горячей пищи. Береза считалась священным деревом – аналогом Мирового Древа, соединяющего воедино мир богов, людей и нижний мир предков.

Национальная кухня

Пищей кумандинцев было мясо диких и домашних животных, дичи, рыбы и молочные продукты. Из растительной пищи употребляли хлебные злаки: толокно из поджаренных зерен ячменя («талкан»), из пшеницы и ржи –  маленькие хлебцы («тертмек»). Они ели  различные дикие съедобные растения: кандык (травянистое луковичное растение),,  сарану («саргай»),  дягиль («палтырган»),  полевой лук («кобирген»),  дикий чеснок («ускум»), ягоды и т.д. Выкопанные летом луковицы кандыка мыли в воде, затем нанизывали их на тонкие бечевки и сушили на солнце, а его сушеные корни варили в молоке. При этом для улучшения вкуса добавляли сметану и яйца. Из луковиц сараны (саранки) готовили кашу. Сначала их варили в воде, затем, слив воду, отжимали. Второй раз варили сарану на молоке. Состоятельные семьи заправляли готовую кашу сметаной. Сарана занимала настолько важное место в питании кумандинцев, что сбор ее отразился в загадках. Так, в одной из них говорится: «Саргайга барган кыстар саарнаш ньанчылар» –  «Девушки, ходившие за сараной, возвращаются с песнями» –  ответ: «сеек»  –  комар. Из других растений чаще употребляли в пищу черемшу («калба»), которую едят в сыром виде, заправляют похлебку, тушат, пекут пироги и даже делают вареники. Из ягод собирали клубнику («токпак чийлеги»), малину («агаш чийлеги»), черемуху («чырмыт»), которые употреблялись  в сушеном виде в качестве начинки пирожков.

Пища кумандинцев  была в основном мясная,  включающая мясные похлебки («урге», «кочо»), кушанья из внутренностей домашних и диких животных. Они употребляли мясо домашних животных, диких оленей, лося, косули, медведя, барсука; из дичи, мясо глухаря («шай»), тетерева («куртук»), рябчика («сынма»), дикой утки и гуся, а из грызунов мясо зайца («ойан»), белки («тыйырг»), бурундука («курек»). Из домашних животных предпочитали употреблять в пищу мясо лошади и овцы, но так как овец кумандинцы держали мало, то в большинстве случаев забивали лошадей («согум»). Пока мужчины разделывали тушу, женщины очищали и мыли потроха, готовили кровяную колбасу («кан»). При забое скота, как правило, варили «баш» (букв.:мясо головы). Голову рубили на несколько частей, добавляли куски ребер, шейную мякоть. Все это варилось в большом котле. Собравшихся гостей угощали в первую очередь «каном», а после этого –  мясом. 

Повседневной пищей бедноты был суп из картофеля, заправленный пшенной или ячменной крупой, и чай с хлебом или с «талканом». У богатых «урге» варили всегда с мясом. Вечером обычно готовили лапшу с мясом или  пельмени, а по утрам пекли пироги с различной начинкой. 


С развитием различных отраслей хозяйства, особенно земледелия, скотоводства и огородничества, изменяется и характер потребляемой кумандинцами пищи. Появляются новые блюда, заимствованные у русских: хлеб из кислого теста, пироги, блины, лапша и т.д. Наряду с дикорастущими растениями кумандинцы все больше употребляли в пищу огородные культуры: картофель, морковь, капуста и огурцы.
Будучи издавна не только таежными охотниками, но и рыболовами, кумандинцы все-таки не умели готовить рыбных блюд и заготавливать pы6y впрок. Из свежей рыбы варили уху, заправив ее мучной болтушкой. Жарили рыбу редко, иногда запекали ее на сковороде с яйцами. Из рыбной мелочи (чебак, пескарь, окунь, хариус) пекли пироги.
По сравнению с южными алтайцами у кумандинцев молочная пища занимала незначительное место: они знали о  «куруте» (сыр),  «кумысе» (напиток из кобыльего молока). Из хлебных напитков кумандинцам были известны «орткы»  и «пуза»  (позо) для жертвенного кропления духам. Точно так же, как и русские крестьяне, кумандинцы готовили пиво («сыра»). Напитками служат чаи, заваренные на листьях диких растений, молоко.  

Национальный костюм

Некоторые элементы традиционной культуры кумандицев сохранились до наших дней. Женский костюм включает в себя трапецевидное платье – «кумник», фартук из бисера и ракушек, тканый пояс и вязаные гольфы, Отличительная особенность женского наряда – надставной подол из широкой полосы материи в виде оборки, передняя часть короче задней, чтобы было удобней ездить верхом на коне. Женским украшением являлись покупные серьги («сырга»), на шее – бусы («чалым») в несколько рядов и на пальцах – медные и серебряные кольца. Голову женщины покрывали обыкновенным платком («шугрек») большей частью красного цвета, который завязывали на затылке. Девушки заплетали волосы в 3-7 кос, украшенных свисающими ниже пояса лентами с ракушками и бисером. После свадьбы женщина носила 2 косы, обязательно покрывая голову платком. Зимой поверх платка надевали шаль. Женщины носили обувь (шарык), сшитую из кожи («чарык»), скрывавшую только ступни женщины. Вместо голенищ подшивалась оборотка из сукна, через нее протягивали шнур, концы которого завязывались сзади.

Традиционный мужской костюм состоял из холщовых и суконных штанов («шанмар»), холщовой рубашки (куннек») без воротника, короткого кафтана из сукна (или холста) с шалевым воротником. Этот костюм в конце XIX в. дополняли деревянная трубка («кан–за») с медным чубуком, сумочка с кремнем и с огнивом («отук»), небольшой нож («пычак») в кожаных ножиах («кын»), прикрепленный к поясу, и кисет («калты») с табаком, спрятанный за пазуху, засунутый за пояс или за голенище. Сверху надевали цветной халат или короткую шубу из овчины. Обязательной частью костюма являлись тканые из шерсти пояса, со схожими орнаментальными мотивами. Пояс был не только деталью костюма, но и оберегом.

Волосы кумандинцы подстригали «под горшок» (челдек). Некрещеные мужчины носили косичку, спускавшуюся на спину. На голове были шапки с высоким околышем, а летом – шапочки («колпук») из холста. Обувь шили вручную, используя конскую или воловью кожу. Мужчины носили «удек», голенище которого под коленями подвязывалось ремешками («туспаг»). У бедноты голенище обуви пришивалось из толстого холста («ар удек»). Зимой вместо чулка мужчины навертывали на ноги мягкую траву аагат («уйгат»), вбиравшую влагу.

Народ не утратил древних орнаментальных мотивов. Мужской костюм кумандинца Бийского уезда содержит
отдельные орнаментальные мотивы: «аяш» – чашечка, «ектеш» – крючок, «колон» – пряжка, «чарым» – половина чашечки, «пага» – лягушка). В различных сочетаниях эти мотивы, образующие богатую орнаментальную систему, отличную от соседних с кумандинцами южных алтайцев.

Фольклор

Устное народное творчество кумандинцев, равно как и их искусство, к сожалению, изучено плохо. Так как у кумандинцев не было письменности, то героический эпос, легенды и предания, сказки, передавались сказителям из уст в уста. Имя мастера-исполнителя сказок и эпосов («кайчи») было известно в каждом аиле. Они пользовались большим уважением и послушать их сказания собирались чуть ли не все жители аила. Особое место в культуре кумандинцев занимали исполнители песен на музыкальном инструменте «шор» – «шорчи». Фольклор кумандинцев включает в себя эпос (сказания о героическом подвиге кумандинского народа), предания о происхождении мира, волшебные и бытовые сказки («чорчок»), песенные четверостишья («такпак»), а также эпические произведения («кай»).

Сами кумандинцы связывают названием своего народа с выражением «лебедской человек». Возможно, лебедь был тотемным животным одного из их родов. Согласно легенде, в древние времена на озеро прилетели духи природы в виде лебедей: чтобы искупаться, сбросили крылья, приняв облик прекрасных девушек. Небесной красоты дев заметил охотник: влюбившись в одну из них, мужчина спрятал ее крылья. Так девушка-лебедь осталась на земле, дав начало роду кумандинцев, которых с тех пор называют «лебединым народом».

Поскольку охотничий промысел занимал в жизни кумандинцев большое место, поэтому он получил отражение в сказаниях.

  • Игры
    Игры
    На праздниках среди кумандинцев под открытым небом проводились состязания по перетягиванию каната, метанию камня («шель таль»), поднятию камня («кудерге таш»), борьбе   «куреш». Среди национальных игр  следует назвать заарканивание лошади, стрельбу из лука.  Есть у кумандинцев соревнования по лыжам (охотничьим, широким, подбитым шкурой), во время которых они бежали  с одной палкой, потому что в другой руке охотник держит ружье и мешок. А на конце палки – как бы ложка, которой он  достает то, что попадает в капкан. Распространен еще наш вид спорта: отвезти  на санках на скорости груз.
  • Сказка. ШЕКПЕН-ТАРБАЧ
    Сказка. ШЕКПЕН-ТАРБАЧ
    В давние времена на высокой скале жил мальчик-сирота. Звали его Шекпен. Каждое лето делал он людям грабли. Однажды мимо перевала проезжал богатый купец. Мальчик сидел на камне и делал грабли. Облюбовал купец грабли и пригласил Шекпена к себе. Сел Шекпен в кошевку и поехали они к купцу домой. Накормил его купец и говорит: «Будешь делать грабли,сенокос начался, а за работу куплю тебе пестрый Шекпен (халат). Мальчик – сирота начал делать грабли. Сделал за день семь граблей, а другой мастер только одни. Люди дали мальчику прозвище Шекпен-Тарбач. Купцу грабли понравились. Он опять спрашивает Шекпена: «Что еще умеешь делать?».»Да что дадите ,то и сделаю «, – ответил мальчик. Попросил купец,чтобы Шекпен сделал ему телегу с плетеной кошевой из прутьев.»Хорошо,сделаю», – ответил Шекпен-Тарбач. За один день он смастерил купцу три телеги. Купцу телеги понравились. Он и говорит: «А  сможешь ли ты из камня граблями сложить скалу?»  «Да ,смогу»,- ответил мальчик.  И сложил он из камня за три дня скалу, а у подножья поставил семь граблей там, где из-под скалы бил родник. С тех пор в народе говорят: это скала Шекпена – Тарбача.
  • ЛЕГЕНДА О ГОРАХ-ВЕЛИКАНАХ
    ЛЕГЕНДА О ГОРАХ-ВЕЛИКАНАХ
    Давным-давно горы были богатырями. Бесконечно вели войны, друг на друга бросали горящие камни. А на головах у них пылало огненное пламя. Вся земля бурлила, трещала и кипела. Начался потоп. Мать-земля не смогла удержать на себе богатырей и поэтому всех превратила в горы. Дух богатырский передала горам (Тах Эзи). С тех пор духи гор (Тах Эзи) охраняют покой лесов, животных, птиц и всего живого на земле.
  • ЛЕГЕНДА О КУМАНДИНЦАХ
    ЛЕГЕНДА О КУМАНДИНЦАХ
    Давным-давно, впереди давнего, до великого потопа; давным-давно, позади прошлого, после великого потопа; когда земля возрождалась, гремя, горы образовались; журча, реки текли; поварёшкой кровь делили, ковшом воду пили; кумандинцы на плотах приплыли к вершинам гор. Вода медленно сходила. Огромные плоты остались на вершинах гор. А сами люди поселились на их склонах.И горы каждого племени (рода) стали священными. С тех пор в народе говорят: "Кумандинцы --дети гор".
  • ЛЕГЕНДА ОБ ОХОТНИКАХ
    ЛЕГЕНДА ОБ ОХОТНИКАХ
    Одна артель с промысла возвращалась. Те охотники много зверя добыли. Когда они приближались к дому, к ним один старик подошел: «Меня долей не наделите ли?» –  сказал. Те люди ему ничего не дали. Когда они на второй год на промысел пошли, то долго в тайге ходили, зверя совсем мало убили. Когда они домой вернулись, шамана камлать заставили. Тот шаман к хозяину горы пошел. Когда он оттуда возвратился, он сказал: «Хозяин горы очень сердится». Он говорит: «Я прежде им много зверя давал, они же своей добычей не поделились. Теперь я ничего не хочу им дать».
  • ЛЕГЕНДА ОБ ОХОТНИКАХ
    ЛЕГЕНДА ОБ ОХОТНИКАХ
    Два товарища на промысел ходили, один был «шорчы». Вечером в охотничьем шалаше сидя, он на «шор»  играл. Хозяйка горы, придя, его игру слушала. Тот «шорчы» на другой день много зверей убил. Из пойманных зверей он два черных соболя выбрал и в дупле дерева в тайге запрятал, говоря: «Пусть товарищ злой об этом не узнает». Другой охотник очень огорчался. Когда промышлять кончили,  «шорчы» к тому дереву, где соболей спрятал, пошел. Искал, искал, ни дупла, ни соболей не нашел. Оттого, что тот «шорчы» с товарищем не поделился, «хозяин горы» соболей своих назад взял.
  • ЛЕГЕНДА ОБ ОХОТНИКАХ
    ЛЕГЕНДА ОБ ОХОТНИКАХ
    Два товарища вместе в тайгу промышлять пошли. Один из них ясновидец был, другой играть на «комысе» (национальный инструмент) умел. Вечером, усевшись в охотничьем стане, они меж собой разговаривали. Потом музыкант играл, а ясновидец смотрел, Когда музыкант играл, хозяин горы, придя, стал слушать. Потом сказал музыканту: «Одной пулей пять белок, пронизывая-нанизывая, стреляй!».  Утром они вышли промышлять. Когда музыкант одну пулю выпустил, 5 белок сразу   нанизывая, застрелил. К охотничьему шалашу вернулся. У ясновидца почти совсем белок не было, у музыканта много было. Ясновидец огорчился. Музыкант сказал: «Я тебе половину (моей добычи) отдам. Люди, вместе на промысел ходящие, добытого зверя поровну делить должны!». Ясновидец, туда глядя, плакал, сюда смотря, смеялся. Домой вернулись, жить стали. Сколько-то жили. Много, через голову переваливая, зверя добывали. Полные сумы денег наживали. Они там живут, я назад вернулся.

Видео

Аудио

Инструментальная музыка. Топшуурлу биjе
Инструментальная музыка. Танец девушек
Инструментальная музыка. Танец возрождения - композиция(сокр)
Инструментальная музыка. обр.А.Модоров – Ойлем-Ойлем( кумандинские напевы) 2014
Песни. На родной земле
Песни. Охотник
Песни. ПОПУРРИ-КУМАНДИНСКАЯ-ПЛЮС
Песни. Счелгай
Песни. ТАНЕЦ ОХОТНИКОВ

Фотогалерея