Краткое Описание
Язык
литовский, русскийПисьменность
латиницаРелигия
христианствоЧисленность
382Литовцы («лиетувяй»), образующие основное население Литвы, живут также на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Грузии и т.д. В России проживает 45,6 тыс. литовцев. Численность литовцев в Алтайском крае, согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., составляет 382 человека (в 1989 г. их было 801 чел.).
Предки литовцев – древние балтские племена, населяющие почти всю нынешнюю Среднелитовскую низменность. Великое княжество Литовское, в состав которого вошли некоторые русские, украинские и белорусские земли, существовало с XII до XVIII вв. На рубеже XVIII -XIX вв. Литва вошла в состав Российской империи. В 1918 г. была образована независимая Литовская республика, в 1940 г. – Литовская ССР, в 1990 г. восстановлено Литовское государство.
В Сибирь первые литовцы попали в составе первых отрядов казаков-землепроходцев, а после отмены крепостного права сюда добровольно переезжали крестьяне. Перед Великой Отечественной войной и в 1949 г. в Сибирь были переселены 32 тысячи литовцев. Их селили в Барнауле, Косихинском районе, трудоустраивали на сельхозпредприятиях. В 1940-1950-х гг. литовцы проживали также в Усть-Канском, Онгудайском, Майминском, Турочакском районах.
Говорят на литовском языке (балтийская ветвь индоевропейской семьи). Основные диалекты – жемайтский и аукштайтский, легший в основу литературного литовского языка. Письменность с XVI в. на основе латинской графики.
Литовцы в основном исповедуют католичество. Лишь небольшая часть считает себя лютеранами и православными.
Одним из основных праздников у литовцев было Рождество (25 декабря). В этот день оканчивался срок найма батраков. Сверх уговоренной оплаты, хозяйка дарила батракам каравай ржаного хлеба и кусок копченого мяса. В сочельник подавался торжественный ужин из старинных традиционных блюд: кислого овсяного киселя, пареного гороха или пшеницы с медом, мелких пшеничных сухариков со сладким маковым молоком, грибов и селедки. После ужина молодежь гадала.
В Литве существовало два типа сельских поселений: деревни и хутора. Деревни существовали двух типов: кучевые и уличные. Кучевые деревни с беспорядочным расположением усадеб являются более древней формой. Для уличных деревень характерна прямая улица, идущая через всю деревню. Хутора в западных районах Литвы начали впервые возникать в XVI в., но основная масса их образовалась позже. Земля выделялась двору одним участком, а усадьба переносилась на него в заранее намеченное место вблизи дороги. От типа поселения зависел и тип крестьянской постройки в усадьбе. Деревенские усадьбы отличались более четкой планировкой, жилые дома стояли торцом к улице. Это была, как правило, "лучшая" часть дома: лучшие помещения, богатый декор фасада. Дом ставился несколько отступая от улицы, перед домом разбивался цветник. Хозяйственные постройки в усадьбе группировались вокруг открытого двора, причем клеть стояла напротив дома; а ригу строили на расстоянии от других построек.
Хуторская усадьба имела несколько иную форму. Здесь крестьяне, не стесняемые границами приусадебных участков, свободно располагали постройки вокруг двора. Центром усадьбы служил жилой дом, длинная сторона которого была обращена на юг или на запад.
Как хуторские, так и деревенские усадьбы всегда огораживались заборами, иногда заборами разделяли двор на несколько частей. Для въезда в усадьбу делались ворота.
Земледелие и животноводство издавна являются основными занятиями литовцев. Основными зерновыми и техническими культурами у литовцев издавна являлись рожь, ячмень, овес, пшеница, горох и лен. На приусадебной огороде засевался небольшой клочок коноплей, так как в хозяйстве требовалось волокно для крепких веревок, некоторых видов грубых тканей, а конопляное семя употреблялось в пищу, особенно во время постов. В первой половине XIX в. распространился также картофель. Значительную часть зерна и картофеля перегоняли на водку. До переселения литовцев в Горном Алтае (Ябогане) не сажали картофель, считалось что здесь он расти не может. Однако переселенцы внесли свои поправки в агропроизводство и научили местных выращивать овощи.
В Литве развиты народные ремесла и прикладные искусства. Распространенным ремеслом являлась резьба по дереву: украшенные резным орнаментом лопасти прялок, вешалки, посуда, подсвечники, трубки, музыкальные инструменты, деревянная обувь (клумпес) и др. Резьбой украшались также сани, повозки. Деревянные изделия по своей форме сходны с подобными изделиями соседних народов, но иногда имеют своеобразный по форме и композиции орнамент: сегментная розочка (звездочка), квадрат, ромб, круг. Подсвечники часто делались с головками лошадей, ужей и птиц.
Развитым искусством была деревянная скульптура, которая встречалась в часовенках, украшенных богатой резьбой и объемными фигурами (часто встречался образ скорбящего Христа). Помимо религиозной, встречается деревянная скульптура на сказочные и бытовые сюжеты, иногда сатирического характера. Деревянная скульптура покрывалась красками. Скульптура была фронтальной, все внимание сосредоточивалось на передней плоскости скульптуры, так как она ставилась у стены и смотрелась лишь с лицевой стороны. Из других видов искусства распространен был народный лубок – гравюра на дереве.
Распространено было домашнее ткачество и прядение. Старинное орудие прядения – веретено, которое в XIX в. было вытеснено самопрялкой (ratelis). Самопрялки встречались двух типов – горизонтальная, "лежак" и вертикальная, "стояк". Ткацкий стан (stovai) в Литве горизонтальный, с неполной рамой. Нить для тканья красили естественными красителями, затем – анилиновыми красками. В это же время начинает сокращаться и домашнее ткачество, крестьяне стали покупать мануфактурные ткани. Дольше всего изготовлялись дома ткани для столового и постельного белья и декоративные – покрывала, занавески.
Одежду также шили в основном дома, однако были и сельские портные, работавшие на заказ. Портными чаще были мужчины, ходившие работать из двора во двор на какой-то определенной территории. Мужчины-портные шили только мужскую одежду, женщины-портнихи - мужскую и женскую.
Деревообделочные работы умел выполнять, как правило, каждый крестьянин. В своем хозяйстве он нередко делал все – от сруба до мебели. Однако возникали и узкие специализации – например, были мастера, изготовлявшие на заказ деревянные башмаки.
В некоторых сельских местностях возникали ремесленные центры, работавшие на подходящем местном сырье, производственные навыки передавались по наследству. Так, возникали села, специлизировавшиеся на изготовлении транспортных средств, гончарные и др.
В других селах ремеслом подрабатывали в основном малоземельные или безземельные крестьяне. Навыки плотницкой работы приобретались обычно дома от старших мужчин. В других случаях шли учиться к мастерам за определенную плату, во время обучения ученики жили и питались у мастеров.
Рабочим местом у большинства сельских ремесленников служила жилая часть дома или гумно. Свои изделия ремесленники обычно продавали сами, гораздо реже – через посредников или на ярмарке.
Особенности литовской кухни и используемые в ней основные продукты были местными: картофель, капуста, свёкла, зелень, рожь и ячмень, грибы и ягоды, молочные продукты. Исторически в Литве сложилось два кулинарных направления: крестьянское и аристократическое. В Средние века, когда Литва была среди соседних государств законодательницей гастрономической моды, фаворитами на столе стали мясо быка с ягодными соусами, строганина, фазан с можжевельником, обилие специй, дорогие паштеты из печени, копченый угорь. Ближе к XIX в. кухня крестьянства вытеснила редкие яства.
Устное творчество представлено трудовыми (земледельческими и связанными с домашними работами), календарными, семейно-обрядовыми, лирическими и военно-историческими песнями, инструментальными наигрышами, хороводами, танцами.