Краткое Описание
Язык
мордовский (мокшанский и эрзянский), русскийПисьменность
кириллицаРелигия
православиеЧисленность
4 730Мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России (744, 2 тыс. чел.), наиболее компактно расселенный в Республике Мордовия. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., его общая численность в Алтайском крае составляет 2,98 тыс. чел. Мордва – русское наименование двух мордовских народов (эрзя и мокша), возможно, пришедшее из иранского языка.
Предков мордвы исследователи связывают с населением, оставившим на территории Оки памятники археологической культуры (VII в. до н.э. – V в. н.э.). До XIII в. мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке. Эрзя заселяли северную часть этого региона, а мокша – южную. На рубеже XII–XIII вв. у мордвы впервые появляется государственное образование. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть народа была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении.
Мордовские эрзянский и мокшанский языки относятся к прибалтийско-волжской группе финно-угорских языков. Эрзянский язык включает в себя 5 диалектов, мокшанский – 3, на основе которых были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. Для значительной части мордвы родным является русский язык.
Мордовская письменность, используемая для записи мордовских (мокшанского и эрзянского) языков, с момента своего возникновения в XVIII в. и до настоящего времени базировалась на кириллице, но алфавит не имел стабильной нормы и часто менялся. В нач. XIX в. на мордовских языках началось книгоиздание. Так, в 1804 г. был издан перевод на эрзянский язык церковнославянского букваря. С 1920 г. на мокшанском и эрзянском языках началось активное книгоиздание, стали выходить газеты.
Почти все верующие – православные. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду. Для дохристианских верований мордвы был характерен политеизм (вера в нескольких божеств), причем женские божества зачастую играли более важную роль, чем мужские.
Мордва после Нового года отмечали Крещение Господа Бога Иисуса Христа. К 19 января пекли из теста разные фигурки (лошадей, лошадей, коров, овец, куриные гнезда с яйцами, ульи для пчел), что должно было обеспечить изобилие скота, пчел, кур. Весной, летом и осенью праздники проводились на опушке леса, где расстилали длинную скатерть и ставили на нее посуду с угощением. Так, в начале июня проходил праздник- моление, посвященный лошадям, – (Алашать озкс). Лошадь была главным животным в хозяйстве, на ней пахали землю, на телеге, в которую ее впрягали, увозили сено после сенокоса. Праздником Уча озкс заканчивали полевые работы. У мордвы вплоть до нач. XX в. почти треть составляли большие патриархальные семьи. Важную роль в жизни мордовского села играла община, которая на основе обычного права регулировала многие стороны жизни.
В традиционной пище преобладали продукты земледелия – кислый хлеб, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, пироги с различной начинкой. Блины хозяйки предпочитали печь из гречневой муки. Повседневным блюдом являлась пшенная каша – древняя и традиционная пища мордвы.
На зиму сушили грибы для супов, квасили капусту, мочили яблоки. Широко известны соление свиного сала и копчение ветчины. Мясо чаще всего употреблялось в варёном виде, в супе. Повсеместно, в особенности по праздникам, делали пельмени, а в летнее время –окрошку с домашним кислым квасом. Употребляли молоко и молочные продукты, особенно творог. Из снятого кипячёного или топлёного молока, охлаждённого до температуры парного, готовили кислое молоко, добавляя для закваски старую простоквашу. В качестве напитков был квас, берёзовый сок. Со 2-й пол. XIX в. в пищевой рацион вошёл картофель, названный «земляным яблоком» («модамарь»).
У мордовских народов имелось немало традиционных обычаев и обрядов, которые сопровождались приуроченными к ним кушаньями. На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог – «лукш» из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоёв. Кроме того, пекли пироги «груди молодушки» с начинкой из творога, сопровождавшие специальное моление в доме жениха с просьбами о рождении сыновей и дочерей.
Мордовская народная одежда – наиболее яркая часть художественного наследия предков, отличающаяся декоративностью, богатством и красочностью орнаментальных мотивов.
Фольклор мордвы имеет свою специфику, которая заключается в его бытовании на двух языках: мокшанском и эрзянском. Особенностью мордовского устного народного творчества является и то, что прозаические произведения (сказки, предания, легенды) могут иметь и свои песенные параллели: песни-сказки, песни-предания и т.д. До сих пор сохраняются лиро-эпические, семейно-обрядовые песни «Сур велесь» (э. «Село Сабаево»), «Самсон леляй» (э. «Дядя Самсон»), «Кува якан, гуляян» (э. «Где хожу, гуляю»), «Мазы садсо» (э. «В красивом саду»), из календарных – колядки и веснянки.
Жители мордовских деревень не забыли родной язык, говорят на нём, поют. Фольклорный коллектив бабушек «Умарина» («Яблоня») известен на весь Алтайский край, выступает на больших праздниках в Барнауле и Белокурихе. Юные сельчанки поют в вокальном ансамбле «Эрзяночка». В крае неоднократно проходил фестиваль национальной культуры «Эрзянь коень — кирдань Вельмема», местом проведения которого были мордовские села. Так, в 2016 г. праздник прошел в небольшом с. Борисово Залесовского района, где основная часть населения (80 %) – мордва. Там у музея-усадьбы «Мордовское подворье» играли гармонисты, женщины в колоритных национальных костюмах задорно танцевали и исполняли частушки. На центральной улице была развернута торговля сувенирами, выставка народных промыслов и ремесел.