Краткое Описание

Язык

польский, русский

Письменность

латиница

Религия

христианство

Численность

580

Обзорная статья

Западнославянский народ, самоназвание – поляци. Со средних веков население Польши начали называть словом «ляхи». Поляков, которые являются основным населением независимого государства Польша, в России насчитывается 73 тыс. чел. На территории Алтайского края, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., проживает 580 поляков (в Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске).

Нация сформировалась в процессе консолидации западнославянских племен в рамках польского государства. В годы вхождения Царства Польского в состав Российской империи поляки активно населяли разные регионы России. Некоторые области Сибири заселялись польскими колонистами еще в XVII в.

Процесс переселения поляков на Алтай проходил в течение ХIХ-XX вв. Первыми поляками на Алтае стали участники тайных антиправительственных организаций 1820-1850-х гг. В начале XX в. для освоения сибирских земель (реформа П. Столыпина) в Сибирь приезжали польские крестьяне, получая в обработку землю. В годы Великой Отечественной войны в край приехало рекордное количество поляков – 15 тыс. 893 человека. После окончания войны происходила постепенная реэмиграция этнических поляков на историческую родину. Однако и сегодня в крае осталось немало людей, идентифицирующих себя как поляки.



Несмотря на то, что в настоящее время польская диаспора в крае относительно невелика, она авторитетна и интересна. Координирующим центром поляков выступает созданная в 2009 году Барнаульская Городская Общественная Организация «Дом Польский». В последующие годы деятельность организации вышла за пределы города и в 2012 г. произошло официальное изменение статуса. В настоящее время это Алтайская краевая культурно-просветительская общественная организация «Дом Польский».

Свою миссию организация видит не только в культурологической деятельности (изучение польского языка, польских традиций, их популяризация, проведение польских праздников, фестивалей, концертов польской музыки). Не менее важна историко-архивная составляющая деятельности центра (сохранение памяти о поляках, проживавших на Алтае; помощь полякам в поиске документов, подтверждающих польское происхождение, польских родственников и др.; увековечивание памяти о поляках, внесших большой вклад в развитие Алтайского края). Кроме того, Дом Польский поддерживает молодых людей, желающих получить образование в Польше.
Доброй традицией стали проводимые в крае Дни польской культуры. В насыщенной программе мероприятий принимают участие представители Генконсульства Польши, польского регионального объединения «Восток-Запад», вузов Гданьска и Плоцка, польские художественные коллективы. На базе Алтайского отделения Союза кинематографистов РФ, ежегодно проводится фестиваль польского кино.
По приглашению польской стороны члены организации «Дом Польский» ездят в г. Плоцк в составе группы поляков из пяти сибирских городов - Барнаула, Бийска, Горно-Алтайска, Омска и Кемерово. В этих поездках, помимо насыщенной экскурсионной программы, всегда организуются встречи поляков из Сибири с руководителями Сената Республики Польша и Министерства иностранных Дел, также Президентом г. Плоцк, представителями местных органов власти и общественности.

Язык и письменность

Поляки говорят на польском языке западнославянской группы славянской ветви индоевропейской семьи  языков.  В основе польского алфавита лежит латиница. Самый древний памятник письменности на польском языке – «Свентокшиские проповеди» (Kazania     Świętokrzyskie) XIV в.

Ремесла и жилища


С глубокой древности предки поляков строили дома из дерева. Фундаменты были  сделаны из камня, перемешанного с песком и глиной.  Крестьянская усадьба представляла собой прямоугольный комплекс построек: дом с навесами, сараи, кладовые для зерна, загоны для скота. Также выкапывали погреб для хранения припасов. В доме находился открытый очаг, а печь для приготовления еды стояла во дворе. Дым из очага выветривался через оконные проемы. Иногда сооружали вытяжное устройство, через которое дым попадал на улицу. Позднее все элементы соединились в одно. Печь стали ставить на кухне, оттуда отапливался весь дом.

Традиционный польский крестьянский дом –  двухкамерный (деревянный срубный, мазанка или каменный). Крыши, как правило, двух- или четырехскатные, покрытые соломой, дранкой, досками. Крышу украшали фигурками животных, растений, а из досок выкладывали геометрические узоры, вырезали орнамент.

Поляки – традиционно земледельческий народ. Переселившись в Россию,  они  проживали преимущественно в городах, являясь квалифицированными рабочими и служащими. Немало поляков служило в русской армии. В деревнях занимались прядением и ткачеством. Женщины умели плести кружева, вязать, вышивать. Традиционными ремеслами мужчин являлись  резьба по дереву, выжигание. Эти приемы использовались для изготовления  коробок ручной работы, вырезанных из древесины. Многие украшены медными вставками и расписаны  кисточками. Рисунки  цветов дополняются элементами с резными розетками, сердечками, крестами и птицами. Также они из дерева изготавливали посуду, инструменты, предметы быта.  

Керамика –   это раннее польское ремесло (XVI в.), начатое без сложного оборудования. Не содержащая  свинец,  с яркой  цветной росписью глиняная посуда может быть использована для приготовления пищи. Декоративные элементы наносились на поверхность керамики в традиционной технике «пуансон»,  при которой используются разнообразные пропитанные краской штампы. «Wycinanki» – традиционное польское ремесло для резки бумаги, которое восходит к XIX в. «Курпия», вырезанная из одного сложенного листка цветной бумаги, обычно изображала ели и птиц. Во время празднования Пасхи в знак дружбы и любви члены семьи обменивались яйцами. Польские женщины перед праздником  покрывали их воском,  красили,  расписывали, используя ремесло, известное как «писанки». С помощью полого металлического инструмента («кистка») они наносили  восковые рисунки на яйцах.

Национальная кухня



Польская кухня разнообразна и отчасти близка к украинским пищевым традициям. Повседневный рацион составляли овощи, корнеплоды, грибы, ягоды, орехи. На праздники готовили мясо: свинину, баранину, птицу. Поляки, промышлявшие рыболовством, разнообразили меню свежей, копченой, вяленой рыбой. На основе коровьего и козьего молока делали множество продуктов: сыр, творог, простоквашу, брынзу, сметану. В каши, кроме круп, добавляют муку, жир, масло Важное отличие польской кухни – супы с горохом, фасолью, щи, польский борщ («баршч»), который часто подают не с хлебом, а с отварным картофелем в отдельной посуде. Блюда из картофеля вообще занимают важное место в польском пищевом комплексе. Поляки издавна заготавливали разнообразные разносолы. На зиму засушивали фрукты, грибы, рыбу. Из ржаной, ячменной, пшеничной муки пекли хлеб, калачи.



На Алтае хорошо известно польское блюдо «бигос»: тушеная квашеная капуста с мясом, салом или колбасными изделиями. Популярными блюдами считаются «жур» – густая похлебка из овсяной муки, подаваемая с ветчиной, копченым салом, «галантин» – заливное из мяса или птицы, приготовленное на пару; «колдуны» – драники с мясной начинкой. Популярен свекольник – холодный суп, который готовят летом из перетертой свеклы с зеленью. В качестве десертов к столу подаются разнообразные пироги, рулеты с начинками, «штрудели» (кондитерское изделие в виде рулета из пресного, тонко раскатанного и вытянутого теста), пряники, начинкой которых служили яблоки, изюм, орехи, сухофрукты. Из напитков распространены чай, кофе.

Национальный костюм


Польские национальные костюмы – это яркая многоцветная одежда, отражающая самобытность и уникальность культурной жизни народа. Основу женского наряда составляли несколько основных элементов. Польские юбки из льна или тонкой шерсти были длинными и доходили до щиколотки, присборенными на поясе. Женская рубашка имела простую прямоугольную форму и шилась из домотканого беленого льна или хлопчатобумажных тканей, часто украшенная вышивкой на воротнике и манжетах. Фартук (передник) являлся обязательным элемент одежды польской женщины. Его шили из ткани зеленого, желтого, черного и белого цвета и всегда обильно украшали тесьмой, кружевом, разноцветными лентами, вышивкой. Вместо старинного жилета, украшенного декоративными линиями, появился корсет, выполненный из бархата или велюра черного, темно-зеленого или красного цвета.


Костюм для мужчин состоял из рубахи, штанов, «делии» (накидка, напоминающая турецкий кафтан), пояса. Мужская рубаха выполнялась изо льна или хлопчатобумажной ткани без вышивок и украшений. Одним из обязательных элементов считался «жупан» – длинная верхняя приталенная одежда с воротником-стойкой и частым рядом пуговиц до талии. Петлицы на «жупане» выполняли из декоративного шнура, рукава и полы покрывала вышивка. Мужской пояс – один из показателей обеспеченности семьи, поэтому ему уделяли особое внимание. Пояса шили из ткани или кожи, украшали их вышивкой, красивыми застежками из металла (иногда для этой цели использовались серебряные элементы).

Представить себе польскую одежду без украшений и головных уборов просто невозможно, тем более что мужская шапка и вовсе расценивалась как показатель достатка наравне с поясом. Именно по этой причине каждый мужчина старался как можно обильнее и богаче украсить свой головной убор. Что касается женщин, то по головному убору можно было узнать семейное положение красавицы. Яркие платки, покрывающие голову, предназначались юным незамужним девушкам. Как только полячка обзаводилась семьей, она надевала чепец. Польские женщины с удовольствием носили яркие украшения: крупные бусы, массивные серьги и браслеты.

Фольклор

Устное народное творчество поляков включает обрядовые, календарные, лирические, трудовые песни. В песенном фольклоре есть обрядовые песни, связанные с языческим культом природы, а в трудовых песнях встречались имена языческих божеств – Ладо, Мажанна.

К песням пасхального обряда, исполняемым, как правило, неженатыми парнями, относятся «конопельки» (польск. konopielka), в которых были пожелания здоровья, благополучия, плодородия в хозяйстве. «Гаилки» (галки) – народные хороводные песни и игры, которые проводились на второй день Пасхи после посещения кладбища и поминания усопших родственников.



Польская народная музыка одноголоса и для неё типична тесная связь песни и танца. На народных гуляниях обычно танцевали «краковяк». Во время исполнения было принято напевать хвалебные песни, превозносящие парней. Любимые танцы у поляков – «полонез», «куявяк», «мазурка». Женщины исполняли обрядовые танцы «на лен», «на коплю», при уборке урожая. Девушка танцевала с последним пожатым стожком. Поляки использовали старинные инструменты – колотушки, свистульки и свирели, на которых в сопровождении бубнов исполнялись обрядовые мелодии.

Хорошо известны польские сказки, которые отличают сочный юмор, яркие бытовые детали. Например, сказки о хитром крестьянине, который ловко наказывает панов за обиды и притеснения. В сказках о животных чаще всего побеждает дружба, а коварство наказывается, слабый одолевает сильного хитростью. Так, барану удается провести волка («Баран и волк»), а маленькой улитке – хитрого лиса («Как улитка с лисом состязалась»). Ярко отразились в польской сказке народная привычка к труду и скромные представления о благосостоянии. В сказке «О подпаске с золотыми волосами» герой, уже изведав свою волшебную силу, не просит сокровищ, а хочет только, чтоб ему вернули овец, погубленных в бою с великанами. Традиционные сказочные герои – короли, королевичи и королевны – смешиваются с пастухами, поварами, мельниками, рыбаками.

  • Игры
    Игры
    Пожарный (Strażak)
    Дети образуют круг, где каждый рисует  себе «дом». Только «вОда» – пожарный – дома своего не имеет. Он ходит кругом и хлопает кого-то из круга по плечу. Тот, кого хлопнули, идёт за пожарным. Пожарный хлопает дальше, ищет себе следующего компаньона, за пожарным возникает цепочка из «выбитых». В итоге пожарный всех вытаскивает из своих «уютных коморок» и отправляется водить их за собой. Все идут за пожарным. Куда бы он ни шёл и ни залезал, каждый следующий повторяет его путь. В какой-то момент пожарный кричит: «Горит!» – и все срываются с тех мест, в которых их застал «сигнал тревоги», и бегут наперегонки в свои «дома». Кто не успел занять «домик» – тот и водит следующий кон.

    Оборона башни (Obrona wieży)
    Игроки становятся в круг диаметром 8-15 м  лицом друг к другу. В центре круга устанавливается башня 1.2 - 1.3 м высотой. Возле башни ставится «стражник», который следит, чтобы кто-то из игроков ударом своим башню не сломал. Если какой-либо игрок сломает её, он становится стражником башни, а тот, кто был стражником, встаёт в круг игроков.

    Собачка (Podrywka rzucana)
    Игроки становятся в неравномерный круг. В центр становится водящий. Игроки бросают друг другу мяч в абсолютно любом направлении и последовательности. Водящий старается дотронуться мяча рукой во время его полёта, либо когда мяч – в руке кидающего. Разумеется, он должен ловко двигаться, прыгать, приседать, бежать за мячом или туда, где предположительно мяч окажется. Если водящий дотронулся до мяча, то водить идёт тот, кто мяч кидал.
    Правила: мяч всегда надлежит бросать, а не передавать.
    Если мяч упадёт на землю, то водящий может бежать за ним даже за пределы круга. Пространство внутри круга предназначено только для водящего. Игрокам нельзя бежать в центр круга даже для того, чтобы подобрать плохо брошенный ими мяч.
  • Сказка. Анушка – золотая коса
    Сказка. Анушка – золотая коса
    Было в одной семье 11 детей, и народилось у них еще 12-е дитя – дочка. Уже со всей деревней семья перекумилась, на 12-ю и кумовьев не хватило. Отец тогда говорит:
    – Выйду сейчас за ворота, кого первого встречу, того в кумовья и позову.
    Сказано – сделано. Первой попалась ему по дороге колдунья. Он увидел ее – сторонкой обошел. Видит – сидят на лавке старик со старушкой, муж и жена. Подошел он к ним и попросил, чтобы в воскресенье пришли они к нему на крестины. Колдунья ему сказала:
    – Ага, не захотел меня кумой позвать – хлебнешь теперь горя со своей доченькой. Не видать ей счастья. А старики другое сказали:
    – Великое счастье ей будет. Приедет за ней сам король в карете, запряженной шестеркой белых коней.
    Старик и старуха велели ему принести дочку в костел. Звались они Иоахим и Ана. Окрестили девочку и дали ей имя Анушка. Получила она в подарок от крестного ножницы, а от крестной  золотую косу. 
    Росла Анушка, и коса ее из чистого золота все длинней делалась. Никто, кроме отца, не знал, откуда у ней коса такая. А как стала Анушка совсем большая и научилась прясть, взяла она ножницы, стала косу свою подрезать и прясть из нее пряжу. Мать эту пряжу относила во дворец старой королеве и старому королю. Несколько лет носила.
    Но вот заболел однажды во дворце молодой королевич. Лечили его, лечили – ни один лекарь вылечить не может. Тогда посоветовал кто-то королевичу соткать из этой золотой пряжи плащ и носить его. Так и сделали. Королевич этот плащ надел, и здоровье у него сразу поправилось, но не совсем. Пошел он однажды в лес на прогулку. Повстречалась ему колдунья. Она его спросила:
    – Куда идешь, молодой королевич? Вижу я, хворь тебя одолела. Хочешь, зелья или травы дам? Вылечишься. Нарвала она травы, сложила в кучку и подожгла.
    – Вот куда дым потянет, туда и иди.
    Подумал королевич: 
    – А вдруг и вправду дым меня вылечит!
    Дал колдунье золотой, поблагодарил и пошел за дымом. А колдунья ему вслед только посмеялась:
    – Хи-хи-хи! Золотой мне дал, а хворь-то при нем осталась!
    А королевич шел, куда дым тянул, и выбрался из лесу. Остановился за кустом, видит – девушка с веретеном сидит и пряжу прядет. Он все смотрит и смотрит, а она все прядет. И заодно еще корову пасет. На деньги-то, за пряжу вырученные, они корову купили. Ушла беда из дома, еды теперь всей семье хватало.
    Вышел королевич из-за куста к Анушке. Она увидела его, испугалась, веретено схватила и домой убежала. Но королевич нашел дорогу к ее дому. Анушка спряталась, а он – прямо к ее матери и говорит, что хочет видеть девушку с золотой косой. Мать отвечает, что у них-де такой нет. Только ведь он-то знал, что она тут. И сразу же посватался к ней — понял он, откуда золотая пряжа была, из которой ему целебный плащ сшили. Мать и отец просили королевича отступиться. Мол, дочка их – бедная, и не с руки ей за такого богатого жениха замуж идти. Но королевич стоял на своем, и родители согласились.
    Объявили их женихом и невестой, а через 3 недели и свадьба назначена была. А от колдуньи решили утаить, что Анушка замуж выходит.
    Вот приехал молодой королевич, стали к свадьбе готовиться. Зазвонили в колокола, люди толпой валят. Стала колдунья спрашивать:
    – А какой это сегодня праздник? Куда бежите, ровно зайцы?
    – Отвяжись, – говорят ей. – Не время с тобой лясы точить.
    Отмахнулись люди от нее и прямиком – к костелу. А туда уже подъезжает карета, шесть белых коней в нее запряжено, и сидит в карете Анушка с молодым королевичем.
    Ну, колдунья следом кинулась и решила чего-нибудь им напортить. Да зацепилась за пень и повредила себе ногу. А тут и в большой колокол ударили.
    – Эй, люди! Помогите! – кричит колдунья.
    Да только никто ей не помог, все на свадьбу спешили, опоздать боялись. Королевская свадьба – всем свадьбам свадьба, каждому хотелось посмотреть на такое диво.
    И я была на той свадьбе, платье на мне было бумажное, сапожки стеклянные, шляпа из масла. А как ехали в костел, жарко стало и шляпа растаяла. А как шли туда по каменной дороге, сапожки мои раскололись. А как ехали из костела, дождь пошел, платье мое намокло и напрочь расползлось..


  • Сказка. Баран и волк
    Сказка. Баран и волк
    Поймал однажды волк барана и говорит ему:
    – Я тебя съем.
    – Ой, только не рви меня зубами, мне больно будет. Съешь меня по-другому.
    – А как?
    – Ты сядь под горой, открой пасть, а я в нее прыгну. Так и мне не будет больно, и тебе глотать быстрей.
    – Ну что ж, давай попробуем.
    Сел волк под горой, а баран попятился, разбежался да как даст волку рогами по открытой пасти! Разбил ему всю морду и был таков. Отшвырнуло волка на шмелиное гнездо, придавил он его, шмели озлились, загудели. А волк решил, что это у него в брюхе баран голос подает.
    – Бурчи себе, бурчи, – говорит. – Все равно ты съеден.
  • Сказка. Королева из яичка
    Сказка. Королева из яичка
    Был у короля единственный сын, которому он велел жениться только после своей смерти и обязательно взять себе невесту из яичка. Умер король, схоронили его, забрал сын с собой 100 злотых, сел на коня и поехал покупать яички. Приехал он к колдунье. Та дала ему за 100 злотых 15  яичек, велела быстро ехать домой, а с яичек глаз не спускать – если какое-нибудь из них закричит «пить!» – сразу же его напоить. Обрадовался королевич, поскакал домой галопом. По пути одно яичко закричало: «Пить!», потом второе, третье и вот уже четырнадцатое. Но воды нигде не было, и не смог он их напоить.
    Подъезжает он к замку, а тут последнее яичко кричит: «Пить!». Соскочил с коня королевич, быстро напоил яичко водой изо рва, и вдруг предстала веред ним девица чудной красоты. Побежал королевич в замок за платьем королевским для нее, а тут колдунья превратила девушку в дикую утку и сама ее место заняла. Вернулся королевич и видит какую-то уродину. Опечалился он, но смирился с судьбой – взял в жены ту колдунью.  А его настоящая невеста, в утку превращенная, плавала в пруду. Увидел ее там королевский садовник и говорит молодому королю: 
    – У нас в саду, на пруду плавает утка с золотыми перьями. 
    Велел молодой король поймать эту утку и взял ее в свои покои, а входить туда всем запретил.
    Как-то раз поехал он осматривать свои владения. Тут-то колдунья приказала утку убить и зажарить. Перерезал повар утке горло, и кровь на землю полилась. А последняя капля крови крикнула: 
    – Повар, повар, зарой меня под королевским окном!
    Повар послушался, и выросла на этом месте красивая яблонька, а на ней – семь яблок, красных, как кровь. И дух от этой яблони был чудесный, по всему саду расходился. Вернулся молодой король и спрашивает, где утка. Отвечают ему, что королева приказала ее убить да зажарить. Рассердился король, да что тут поделаешь. Пошел он в сад погулять. Спрашивает садовника:
    – Что это так чудесно пахнет? Тот показал ему яблоньку.
    Понравилась королю яблонька, и велел он окружить ее высоким забором, чтоб никто ее не попортил и яблок не сорвал.
    Как-то раз опять пришлось королю уехать. Королеву тут же приказала яблоки сорвать и съела их. А деревце велела спилить, порубить и в печку бросить. Всё так и сделали: порубили яблоньку и в печку бросили. А где дрова рубят, там щепки летят. Вот и от той яблоньки осталось на дворе несколько щепок.  Пришла бедная старушка, щепки собрала и печку ими; растопила. Но одна щепочка из огня выскочила. Старушка ее подняла и опять в огонь сунула, а та снова выскочила. «К беде это или к добру, что эта щепочка в печку не хочет?» – подумала старушка. Взяла щепочку и спрятала в сундук. Утром пошла она милостыню просить. А королевская невеста вылезла из сундучка, избу подмела, воды принесла, обед сварила. Потом снова щепочкой обернулась и в сундучок спряталась.
    К вечеру вернулась старушка и диву дается: в избе порядок и обед сварен. Поела она с удовольствием и спать улеглась. Назавтра снова пошла она милостыню просить. А королевская невеста сделала всё, как накануне. Вернулась вечером старушка и думает: «Кто же это у меня такой порядок наводит?». На третий день старушка сделала вид, что уходит, а сама за дверь вышла, притаилась и в щелку смотрит. Видит – открылся сундучок, появляется из него красавица, берется избу подметать. Старушка шасть в горницу.
    – Вот кто мне помогает! – говорит.
    С той поры красавица больше в щепку не превращалась, осталась в человеческом облике.  А молодому королю без яблоньки совсем скучно сделалось, и приказал он всем женщинам в королевстве приходить к нему и сказки рассказывать. Пришел черед и той старушки. Стала тогда красавица просить:
    – Уступи мне очередь, дай твое платье. Я хочу пойти к королю и сказку ему рассказать.
    Надела она старушкины лохмотья и пошла к молодому королю. И начала ему сказку рассказывать про то, как один королевич должен был взять себе невесту из яичка и как четырнадцать штук яичек без воды пропали.  А королева-колдунья вместе с королем сказки слушала. Поняла она, кто пришел, и закричала:
    – Гоните ее сей же час из замка!
    Но молодой король не разрешил. Велел он приковать королеву к полу железными цепями, а девушку попросил дальше рассказывать. Так он и узнал, кто была его настоящая невеста. Поглядел он ей в лицо и совсем в этом уверился. И разорвали королеву-колдунью железными боронами. А новой королеве устроили богатую свадьбу. И я там был, вино и мед пил, по усам текло, а в рот ничего не попало.

Видео

Фотогалерея