Краткое Описание
Язык
татарский (мишарский, казанско-татарский, сибирско-татарский), русскийПисьменность
татарский язык на основе русской графикиРелигия
ислам суннитского толкаЧисленность
8 900Татары – тюркский народ, проживающий в Российской Федерации, второй по численности (5554,6 тыс. чел.) народ после русских. По данным Всероссийской переписи 2010 г., на территории Алтайского края проживает 6794 чел. этой национальности, из них около 2 тыс. – в Барнауле, 1 тыс. – в Бийске. Места компактного проживания татар в крае – Угловский, Кулундинский, Михайловский, Родинский районы, а также города Славгород, Новоалтайск. Большие общины переселенцев живут в алтайских селах Беленькое и Родино. В целом в Сибири много татарских деревень, где старожилы говорят только на родном языке.
Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет 3 основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта.
По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства – Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый «идель теркисе» или старотатарский. Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарском литературном языке – поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф» (ХIII в.).
Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во втор. пол. XIX и нач. XX вв. В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом (алфавит германцев). С момента добровольного принятия ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами, использовалась арабская письменность, с 1929 по 1939 гг. – латинская графика, затем кириллица с дополнительными знаками. Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до 1917 г. занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.
Основной религией является ислам, кроме того относительно нешироко распространено христианство Верующие татары в большей своей массе мусульмане-сунниты.
Народные праздники и обычаи включают в себя элементы доисламских верований сибирских тюрков. К народным праздникам относится Амаль (восточный новый год в день весеннего равноденствия), во время которого проводится коллективная трапеза, раздаются подарки, участники играют в игры. Сегодня почти забыт древний праздник Карга путка («воронья каша»). У татар в доисламский период ворон считался священной птицей. Праздник проводился во время прилёта грачей, то есть перед началом посевных работ.
В культуре татар особо выделяется свадебный обряд. Никях – в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для татар типична женитьба по сватовству. В предсвадебный период, во время сватовства (кыз килешю), стороны договаривались о количестве и качестве даров (калым), которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, 2 перины – большая (тюшяк) и чуть меньшего размера (ястык). Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег (акча), которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти продукты (мед, масло, мука, чай, мясо) для проведения свадьбы. По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор – помолвку (килешю, кызны сузгя салу). В знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами. Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха – обговоренную сумму денег. Основная свадьба (туй, никах туй) у татар проводилась в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители жениха (кодалар), которые везли с собой калым: пара гусей, пышные хлеба, тонкие сдобные лепешки (жяймя), специальное лакомство (чакчак). Все это складывали в особый сундук (аш сандыгы) и везли на особой подводе (аш чанасы, аш арбасы). Вместе с ними приезжали 2-3 пары особо приглашенных (ондяюле). Сторона невесты должна быть представлена ее родными, которые помогали в проведении свадьбы. Часть из них приносила с собой угощение (аш белян килю), другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевкой) приезжих сватов, ухаживали за ними, обслуживали их. Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания (никах) по сложившемуся у татар ритуалу. Мулла в книгу регистрации брака записывал условия заключения брака (мяхяр). Туда входили калым, продукты или их стоимость, которые были уже переданы стороне невесты. Особо фиксировалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец. За невесту же отвечали 2 свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии (невеста находилась за занавеской или в другой половине дома). Выслушав утвердительный ответ свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию. После никах начиналось угощение. Свадьба на стороне невесты продолжалась 2-3 дня: приезжих сватов приглашали к себе ее родственники. После того, как разъезжались гости, в доме невесты начинали готовиться к встрече жениха: специальное помещение для молодых украшали самыми нарядными вещами из приданого. Утром молодоженов отправляли в баню. Оттуда молодой супруг возвращался в новой одежде, сшитой невестой. Он, в свою очередь, одаривал ее ценным подарком (кыз куенына салу). Первый приезд жениха сопровождался выплатой большого количества выкупов: за возможность войти в комнату к молодой, стелившим брачную постель, топившим баню, поэтому жених вез с собой чемодан с подарками и угощением. В первый свой приезд молодой оставался там от 2-х до 6-и дней, после чего его отвозили обратно. В последующем он приезжал по четвергам, вечером, а утром уезжал обратно. Этот период (кияюляп йорю) по продолжительности был различным и, как правило, зависел от семейных обстоятельств. Переезд молодой в дом мужа у всех татар назывался килен тошерю, и проводился, как правило, летом. Встречать молодоженов собирались не только родственники, но и многие односельчане. У крыльца молодых ждали родители. Мать стелила под ноги невестке вывернутую шубу или подушку. Входя в дом, молодая вешала полотенце. Этот обычай называли элеп керю – «повесив, входить». Затем молодых сажали за стол. Она должна была съесть горбушку хлеба, помазанную маслом и медом, чтоб была мягкой, как масло, сладкой, как мед, то есть уживчивой, покладистой, и выпить пару чашек чая. Руки молодой погружали в муку, чтоб не знала бедности, недостатка. Повсеместными были обряды ой киендерю – «обряжение дома»: снимали висевшие в доме занавески, настенные матерчатые украшения и вешали новые из приданого невесты, а также су юлы кюрсятю – «показ дороги по воду». Ее вели к роднику, с которого ей предстояло носить воду. В свадебном обряде обязательно то, что одежда жениха и невесты должна быть мусульманской, как и особенности проведения свадьбы. Важна роль тамады. Песни, юмор, тосты-поздравления, время окончания свадьбы – все в руках тамады. У мусульман говорят: «Вкус супа зависит от соли, прелесть застолья – от слова». На стол ставят холодные закуски, овощи-фрукты. Самое главное блюдо на столе – чак-чак, украшенное конфетами монпансье. Еще к свадьбе готовят 2 гусей, подают горячее – суп, потом выносят плов, мясо с луком и морковьюы. В самом конце подают чай.
В сер. ХХ в. наблюдается резкое сокращение традиционных свадебных обрядов, появляются новые. Так, в этот период во всех татарских деревнях распространенной становится форма заключения брака убёгом (ябышып чыгу). При этой форме молодые люди сами договаривались о вступлении в брак. Решив жениться, юноша ставил в известность своих родителей, причем, как правило, согласовывал с ними день, когда приведет невесту в дом. Родители же девушки лишь догадывались о намерении дочери. Юноша уводил к себе свою избранницу под покровом ночи, чаще всего из клуба, пригласив с собой своего друга и близкую подругу невесты (в свидетели). Наутро родители или кто-нибудь из близких родственников юноши шли к родителям девушки с известием о местонахождении их дочери и приглашением на угощение, во время которого проводился религиозный обряд бракосочетания – никах. Через некоторое время в доме жениха проводили свадебный пир. В отличие от традиционного его проводили по-новому: с одновременным приглашением и угощением за одним столом и мужчин, и женщин, много пели, плясали, шутили.
В череде семейных праздников большую роль играли мусульманские праздники. Корбан гаете связан с жертвоприношением, Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного поста и дня рождения пророка Мухаммеда. Из народных праздников наиболее значительный и древний – Сабантуй, отмечаемый в конце весны-начале лета, символизирует успешное завершение весенне-полевых работ. Сабантуй включает ряд обрядов, восходящих к языческому культу плодородия: сбор детьми крашеных яиц, коллективное угощение кашей, старинными забавами. Татары в традиционных народных костюмах танцуют, поют, устраивают массовые гуляния, конкурсы. Кульминацию праздника составляет майдан – состязания в беге, прыжках, конных скачках и национальной борьбе – керэш.
У татар существовали городские и сельские поселения. Аулами, а в прошлом юртами называли татары свои сёла, а города – тора, кала. Почти все деревни татар располагались на берегу водоёмов (реки или озера), рядом с дорогами. Центральная часть села, обычно без строгой планировки, располагалась на возвышенной части, где имелась мечеть с присущим сибирскому региону архитектурным обликом (деревянная срубная постройка с довольно приземистым минаретом над входной зоной). Из других зданий выделялись почтовые станции в притрактовых деревнях, магазины, лавки, кузницы. Кладбище располагалось неподалёку от села. На могильном холме женщины ставилось 2 деревянных столба – в изголовье и у ног. На могиле мужчины – 1 столб с полумесяцем.
Из строений известны срубные постройки, глинобитные, дерновые и кирпичные жилища, землянки и полуземлянки. В XVII-XVIII вв. сооружались низкие срубные юрты с небольшими дверями, без окон, в которые свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Поздние бревенчатые пятистенные дома имели двускатную или четырёхскатную крышу, крытую деревянными досками, и глухие ограды по всему периметру хозяйства. Некоторые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники – каменные дома. Немногие дома с внешней стороны украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. Во внутреннем убранстве дома главенствующее положение имели нары (урын), застеленные ткаными безворсовыми паласами (келэм). На нарах устанавливался невысокий круглый столик для принятия пищи, спали на нарах же, застелив их перинами (тушэк) из пера птицы. По краю нар стопками укладывались одеяла (йурган), подушки (йастык), сундуки. Нары заменяли всю необходимую мебель. Лишь у богатых татар встречалась шкафы и стулья. Отапливались жилые дома печами (мейец) – русскими с топкой, плитой и духовой частью для приготовления пищи и только отопительными с топкой. Одежда развешивалась на деревянной жерди под потолком (мауыл). Окна прорезались небольшими и занавешивались занавесками (тэрэс пэртэ). Подворье разделялось на дворовую (кура, ишегалт) и хозяйственную – скотную части (мал кура). Имелся погреб со льдом, который заготавливали зимой для хранения мясных изделий. Современные татарские села имеют квартальную планировку. Во многих есть мечети и кладбища с полумесяцами на могилах, придающие этнический колорит.
Как и в культуре русских, у татар существовали этносоциальные группы: татары-крестьяне с сохранением традиционной культуры и татары-горожане (предприниматели и ремесленники) с отличиями в повседневной и праздничной культуре . Первые занимались пашенным земледелием: выращивали ячмень, овёс, пшеницу, рожь, гречиху, лён (йетен). Также разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, домашнюю птицу. Продукты животноводства и земледелия обрабатывали как для внутреннего потребления, так и для торговли. Зерно мололи на муку и крупу на ветряных мельницах (йел тирмэн), а также с помощью ручных орудий (кул тирмэн). Масло взбивали в специальной маслобойке (кобо). У некоторых групп татар значительное место в хозяйственной деятельности занимала охота и рыболовство. Основная рыба – карась (табан), а отстреливали водоплавающую птицу, лося, косулю, пушного зверя.
Профессионального ремесла у татар, как и большинства сибирских народов, было немного. Потребности хозяйства в бытовых предметах и утвари удовлетворяли за счет домашнего производства. Существовало разделение мужских и женских занятий. Мужчины изготавливали предметы из дерева, кости, рога, а женщины – из бересты, стеблей растений, меха. Одним из старинных видов ремесла татарского населения являлось кожевенное дело (кун эшлау). Кожевенники передавали свое ремесло из поколения в поколение и занимались им в свободное от сельскохозяйственных работ время. Среди татар встречались мастера по изготовлению женских полусапожек на мягкой подошве. Шкуры домашнего скота и дичи выделывались вручную, из них шились тулупы. Из пера птицы набивались подушки и перина, а козий пух и овечью шерсть пряли, вязали из пуха шали для себя и на продажу, а из шерсти – в основном носки. Важную роль играло ткачество: татарки на деревянных станках вручную ткали узорные полотна из разноцветных льняных, конопляных и шерстяных нитей. Производство пряжи и холста обеспечивало в основном собственные нужды. Мастера умело производили войлочные безворсовые ковры («аламыш»). Стоит упомянуть изготовление верёвок, вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Знаменитые татарские мастера занимались и художественной обработкой металла. Из меди, бронзы, серебра делали домашнюю утварь, украшения для одежды, оружия, конской упряжи, используя разные техники: литьё, чеканку, тиснение, штамповку, гравировку по металлу. Было развито у татар и керамическое ремесло. Они изготавливали посуду для повседневного использования, а также облицовочную глазурованную плитку с узорами и декоративные кирпичи, которые использовали в строительстве.
К сожалению, многие виды ремесел были навсегда утеряны: перестали ткать ковры, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Но остались мастера, которые продолжают вышивать золотом на головных уборах – тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева, резать по дереву, вышивать и ткать, занимаются ювелирными работами, в том числе, – чернением по серебру, изготавливать кожаную мозаичную обувь.
Основу питательного рациона составляли изделия из муки, рыба, молочные и мясные блюда. Из молока получали сливки (каймак), масло (май), творог (эремцек, эцегей), особый вид простокваши (катык), из кобыльего молока приготовляли пресный сыр (пашлак), кислый сыр (курт). Ели мясо всех домашних животных и птиц, кроме свинины, из диких животных – зайчатину и лосятину. Из мяса готовили колбасу (казы), варили студень, плов. Рыбу заготавливали впрок в соленом, вяленом, сушеном виде.
Что касается угощений на свадебном столе, то обязательными были следующие блюда: губадия, чак- чак, гусь, шурпа. Губадия – сладкий слоёный пирог из пресного теста из 5-9 слоев, которые чередовались с начинкой (сушеные малина, земляника, смородина, яблоки, изюм). Чак-чак – сладкое блюдо из сдобного пресного теста в форме жгутиков, обжаренных в большом количестве масла и политых медом. Обязательным блюдом на свадебном столе был гусь – символ семейного благополучия, плодовитости. Излюбленные первые блюда – супы и бульоны: мясной суп (аш), мясной бульон (шурпа), уха (палык шурба), разные виды лапши (онаш, салма), супы с клёцками (умац и йорэ), пшённый (тарык урэ), перловый (куцэ урэ) и др. В качестве вторых блюд употребляются бишбармак (томлёное в печи мясо с бульоном, картофелем, луком и кусочками тонко раскатанного теста), а также различные изделия из теста: большой закрытый мясной пирог (пэлец) из различных видов мяса, большой закрытый рыбный пирог (эртнек).
Известно большое количество выпечки: пресные лепёшки (кабартма, пэтер), пшеничный и ржаной хлеб, большой закрытый или открытый пирог со сладкой начинкой из калины (палан пэлец), клюквы и брусники (цея пэлец), пирожки с различными начинками (капшырма, самса, пэрэмец), множество видов паурсаков – кусочков теста, приготовленных в кипящем масле или жире (сур паурсак, сансу), блюда наподобие блинов (коймок), халва (алюва), хворост (кош теле). Наиболее распространёнными напитками были чай, некоторые виды шербета. Из дикорастущих ягод на сладкое приготавливалась пастила (как).
Традиционная татарская одежда мужчин и женщин состояла из шаровар (штаны с широким шагом) и рубашки туникообразного покроя. Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками. Поверх рубашки надевались чекмень (цикмэн) или камзол (камсул), представлявшие собой приталенный стёганный с длинными рукавами и карманами род пиджака ниже колен из шерстяной ткани. Женский чекмень отличался от мужского большим расширением к подолу. Праздничные платья татарок шились с оборками (пормэ) и нагрудными украшениями (исеу). Праздничной мужской одеждой являлся халат (йэктэ, цапан).
Устно-поэтическое творчество татар очень богато и разнообразно. Героический эпос, сказки, легенды и предания, песни, загадки слагались и исполнялись народными сказителями и певцами, скотоводами и охотниками. У татар есть представление о том, что мир управлялся множеством добрых и злых духов.
Многие исследователи фольклора, что присущий тюркскому народу особый лироэпический жанр (дастан) более стойко сохранился в Сибири. Большая часть дастанов («Славная девушка Тукбика», «Тимер батыр», «Илдан и Гульдан»), воспроизводящих быт татарских племен, записана из уст сибирских сказителей. В устном народном творчестве татар часто встречаются дастанные сказания героико-архаического характера, где главным героем являлся легендарный богатырь – Алып батыр (Алпамыш), который в страшных битвах с другими Алыпами или мифическими героями показывал свою силу и бесстрашие, освобождая свою землю и тех, кто находится под его опекой от мифических врагов.
Своеобразный жанр мусульманской культуры – мунаджаты, зафиксированный у татар. Мунаджаты, переводе с арабского означающий доверительную исповедь перед Аллахом, в которой человек находит облегчение и надежду на спасение, занимают положение между фольклором и письменной литературой.
В фольклоре представлены народные песни, которые делятся на лирические, плясовые песни, частушки. Пример свадебной народной песни;
Сезне тәбрикләргә килдек
Котлы булсын туегыз!
Кулларыгызда пар балдак
Аны мәнге саклагыз.
Кушымта:
Эх, туйлар, туйлар, туйлар
Туйлар итәбез әле! (Туйлап үтәбез әле!)
Җырлап-биеп, уйнап-көлеп
Бәйрәм итәбез әле!
Изге теләкләр телибез
Бәхет яусын яшьләргә.
Насыйп булсын аккошлардай
Мәңге парлы яшәргә.
Бар гаиләнен яме-бала
Түгел алтын-көмеше.
Мәхәббәт агачыгызның
Булсын бик күп җимеше.
Күтәрәбез бокалларны
Кияү һәм килен өчен!
Алда бар да бал-май булсын
Әче булмасын өчен!
Музыкой сопровождаются такие жанры фольклора, как баиты (пэйет) – стихи, посвящённые трагическим случаям жизни, частушки (такмак). Из традиционных музыкальных инструментов известны курай (род свирели), кубыз (язычковый музыкальный инструмент), тумра (род домбры), тум (барабан).
Детский фольклор представлен считалочками, сказками, колыбельными, шуточными, игровыми и лирические напевами.
Баланы тәпи йөрергә өйрәткәндә.
Әти, әти, әттәти,
Минем улым бик тәти.
Минем улым бик тәти дә,
Йөреп китәр ул тәпи.
***
Бас, кызым, эзеңә,
Күз тимәсен үзеңә;
Асыл гөлләр үсеп тора,
Синең баскан эзеңә.
***
Тәп-тәп атлап китә бу,
Шкафларга җитә бу,
Тәп-тәп йөреп зур үскәч,
Мәктәпләргә китә ул.
Баланы чәбәк-чәбәк иттерү.
Чәп-чәп ит, бала, чәп-чәп ит,
Чәп-чәп иткәч үсеп кит,
Чәп-чәп ит тә йөреп кит,
Белгәнеңне сөйләп кит.
***
Чәбәк-чәбәк әбкәсе,
Кая киткән әнкәсе?
Каенлыкка җиләккә,
Кызыбызга бүләккә.
Менталитет народа отражают татарские пословицы и поговорки:
Алмаз остаётся алмазом, даже если бросить его в грязь. Без ветра листья не колышутся.
Без детей – горе, и с детьми – горе.
Без недостатка свадьбы не бывает.
Без труда и зайца не поймаешь.
Женщина без мужа – конь без узды.
Когда человеку везёт, у него даже земля превращается в золото.
Кто не спешит, тот и на телеге зайца догонит.
Рука моет руку, а обе руки моют лицо.
Бежал от дыма, да попал в огонь.
Была бы голова, а шапка найдётся.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Денег – ни гроша, да слава хороша.
Если говорить «мёд» – во рту сладко не станет.
Каков пастух – таково и стадо.
Нитка в тонком месте рвётся.
Огонь в подоле не унесёшь.
Чужая душа – бездонное море.
Язык без костей.
Яйцо не учит курицу.