Краткое Описание

Язык

украинский, русский

Письменность

кириллица (украинский алфавит)

Религия

православие

Численность

52 700

Обзорная статья

Украи́нцы – восточнославянский народ, родственный по языку и культуре русским и белорусам. Составляют основное население республики Украина, живут также в Белоруссии, Молдавии, Казахстане и других странах. Общая численность украинцев составляет около 36,5 млн. чел. В Российской Федерации, по данным Всероссийской переписи населения 2010 r., их насчитывается 1,93 млн. человек. В Алтайском крае проживает 32 тыс. 226 украинцев. Эта третья по численности этническая группа (после русских и немцев), которая сформировалась исторически в течение нескольких периодов и внесла значительный вклад в освоение и развитие края.

Первые украинцы в Сибири появились в XVII в.. В основном это были казаки, принимавшие участие в походах. Формирование украинского населения на территории Алтайского края проходило на протяжении второй пол. XIX-XX вв. в ходе нескольких миграционных волн и под воздействием ряда факторов, оказывающих влияние на этнические процессы в стране. Массовый приток украинцев на Алтай связан с их переселением в рамках государственных программ. Наибольшее число переселений пришлось на годы аграрной реформы П.А. Столыпина: приезжали  безземельные крестьяне из Европейской части страны и наделялись свободными землями. Украинцы ехали в поисках лучшей жизни, надеясь поправить свое положение, обзавестись крепким хозяйством. Представленные потомками из днепровских губерний, они селились в основном вблизи железной дороги, преимущественно в сёлах.




На 1920-1930 - е гг. пришлась новая волна переселения украинцев: голод заставил их искать спасения в хлеборобных сибирских краях. Эти переселенцы не основывали новых поселений, а находили пристанище в уже обустроенных селах, ехали в основном к родственникам, знакомым. В годы Великой Отечественной войны значительным было количество эвакуированных в Сибирь промышленных предприятий и украинских специалистов.

Начиная с 1950-х гг. множество украинцев осело на Алтае в ходе процесса освоения целинных и залежных земель, индивидуальных переселений  и масштабного строительства промышленных объектов. В 1960-1980-е гг. в рамках «мерцающей» миграции по собственной воле украинцы переезжали в Сибирь для работы на различных предприятиях, что продолжалось и в постсоветское время. После распада СССР, наряду с гражданами из Республики Украина, на Алтай продолжали переселяться этнические украинцы из других стран СНГ, прежде всего из Казахстана. В настоящее время большие этнические группы украинцев проживают в Степном Алтае (Бурлинском, Табунском, Благовещенском, Славгородском, Кулундинском, Родинском районах).




Украинское население Алтайского края отграничивает себя от украинцев, проживающих на Украине («хохлы» – те, кто живет в Сибири, а «украинцы» живут на Украине). В селах большое значение имеют также степень сохранности языка и длительность проживания в регионе. Незнание потомками украинских переселенцев современного украинского языка расценивается ими как основание считать себя «хохлами», а в совокупности с местом рождения (Алтай) – русскими. Потомки столыпинских переселенцев в украинских и украинско-немецких селах в зоне компактного расселения (в Степном Алтае) в повседневной жизни и в документах использовали название «украинцы». В русско-украинских селах (Романовский район) жители употребляли одновременно 2 этнонима – «украинцы» (в переписи) и «хохлы» (в быту).

На протяжении длительного времени в Алтайском крае у этнического сообщества украинцев не было общественной организации. Алтайская краевая общественная организация «Украинское землячество на Алтае», целью которой является сохранение и трансляция украинской культуры, зарегистрирована в 2009 г. Члены землячества активно участвуют в различных проектах: в проведении фестиваля украинского народного творчества в городах края, Дней национальной культуры, организации работы этнокультурного клуба «Спiлкування» для желающих изучать украинский язык, межпоколенческого этноклуба «Украинцы-сибиряки Алтая», где проводят литературно-музыкальные вечера. На общегородских праздниках (День города, День народного единства, День Победы) члены землячества представляют предметы материальной и духовной культуры украинцев (книги, фотографии, изделия декоративно-прикладного творчества), проводят дегустацию национальных украинских блюд.



В рамках реализации проекта «Традиции в наследство» для сохранения украинской песенной традиции украинская диаспора собирает фольклор и издает аудиоальбомы «Песни украинских переселенцев Алтая», «В саду гуляла», в которых представлены образцы песен украинцев-сибиряков с музыкальным сопровождением в исполнении коллектива «Узорье».

Важным для украинского землячества стала помощь украинским беженцам в связи с трагичными событиями последних лет на территории Украины. В Алтайский край были направлены 1 тыс. 371 переселенцев из Украины (279 из которых дети).

Язык и письменность

Украи́нский язы́к (українська мова) – один из славянских языков, национальный язык украинцев, близкий к белорусскому и русскому, с которыми объединяется в восточнославянскую группу языков. Как и все восточнославянские языки, украинский сформировался на основе диалектов древнерусского языка. Основоположником литературного языка считается И.П. Котляревский, в формировании норм литературного языка значительную роль сыграло творчество Т.Г. Шевченко. В основе письменности лежит кириллица (украинский алфавит). Древнейшие памятники – украинские грамоты, юридические акты, религиозные труды XIV-XV вв.



Первое поколение  украинских переселенцев конца XIX-нач. XX вв. на Алтае говорило на родном языке, а второе уже было двуязычным: знали 2 языка (украинский и русский) и использовали их в зависимости  от ситуации. Старшее поколение значительной части сельского украинского населения  в быту использует диалектный вариант украинского языка, называемого повсеместно  «хохляцким» («суржик»).

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Большая часть верующих украинцев в России – православные христиане, принадлежащие к Русской православной церкви. Меньшая – греко-католики (католики византийского обряда, униаты), протестанты (пятидесятники, адвентисты, баптисты).



Календарные, брачные, похоронные обряды украинцев сходны с таковыми у русских и в настоящее время практикуются редко. Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества: в предрождественский день (6 января) отмечается Святвечер, для которого готовят кутю (рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком), а также узвар (компот из сухофруктов). Всего, по обычаю, в Святой вечер подают 12 постных блюд, а 7 января, на само Рождество, на стол подают разнообразные мясные блюда. По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.

Еще один популярный украинский обычай – неделя Масленицы, в которую  провожали зиму и встречали весну с  блинами и народными гуляниями.  В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.

Пасха – главный православный праздник (в отличие от католиков, где пальма первенства отдается Рождеству), который называют праздник Воскресения Господня или Великдень.  Вечером все идут к церкви на всенощную с корзинами, в которых  несут разные блюда (сало, хрен, печенку, голубцы) и  освящают  все это добро. Вернувшись домой, начинают разговляться. Семейный обед в этот день готовят особенно торжественно и украшают цветами. Каким бы не было кулинарное разнообразие стола, начинали обед всегда с пасхи. Обязательные атрибуты праздника – обычаи расписывать яйца с помощью горячего воска (писанки), приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос воскрес!», на что отвечают – «Воистину воскрес!», что выражает радость верующих, аналогичную радости апостолов, которые узнали о воскресении Христа.




На 50-й день после Пасхи православная церковь празднует Пятидесятницу, которая по народному календарю называется праздником Троицы. В народе праздник отмечается 3 дня – Зеленое или Клечальное воскресенье, Клечальний понедельник и Богодухов день. На Зеленое воскресенье, согласно поверьям, надо быть осторожными, поскольку это день активности русалок и другой нечисти. По украинским обычаям девушки гадают,  пускают венки на воду. В Зеленое воскресенье также посещают на кладбище своих умерших родственников. В Клечальный понедельник после церковной службы, по традиции, освящают поля, чтобы Бог защитил их от пожаров и града. В Богодухов день организовывались различные забавы, к примеру, «водить Тополю»,  суть которого в том, что выбирают самую красивую девушку, которую украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги красавица-Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.

Один из самых поэтических летних праздников украинского обрядового календаря – Ивана Купала, (в ночь на 7 июля). Специально к дню Купала парни и девушки изготовляли куклы-чучела Купало и Марену, вокруг которых происходят главные события вечера. Марена представляет собой сделанную из соломы куклу, которую наряжают в женскую одежду; Купало также изготовляется из соломы, но одежда на нем мужская. Затем их обоих либо топят, либо сжигают. В ночь на Ивана Купала созревает много магических растений, которые нужно собрать до восхода солнца, умыться росой. В эту ночь просыпается «нечисть», слышен говор животных, распускается папоротник. Тому, кто сорвет этот цветок, откроются богатства всей земли и он обретет всемогущество. Широко известны купальские гадания: девушки бросают венки в воду и наблюдают за ними, чей венок быстрее всех поплывет, та и выйдет замуж раньше других.

Праздник Преображения Господнего (19 августа) принадлежит к 12 наибольшим православных праздников. В народе этот день называют Вторым Спасом. Это традиционный праздник урожая. В этот день в церквях освящают плоды земли – яблоки, груши, сливы и др. Больше всего чтят яблоки, даже существует еще одно название праздника – «Яблочный Спас». Особенно готовятся к этому дню пасечники, которым нужно освятить ульи, угостить медом соседей, особенно сирот и немощных.

Традиционная украинская свадьба представляла собой своеобразное драматическое действие с играми, музыкой, танцами, песнями. Характерно слово, обозначающее свадьбу –  «весiлля».  Вплоть до 1950-х гг. общение украинской молодежи в селах происходило  в церкви и на встречах, которые называли «вечеринки», «посиделки», «досвятки». Устраивали их девушки и парни вечерами в домах вдов или одиноких пожилых людей. На «вечерках» девушки пряли или вышивали, демонстрируя навыки рукоделия потенциальным женихам; в ходе игр, танцев, пения завязывались новые знакомства. В структуре традиционного свадебного обряда украинцев выделяют 3 этапа: предсвадебный, собственно свадебный и послесвадебный.    

Предсвадебный цикл состоял из 3-4 встреч родителей и родственников жениха и невесты, соответствовавших до 1950-х гг.  по форме и названиям традиционным украинским: «оглядины», «розглядины» (рус. смотрины), «заручины», «сговор». Первым этапом свадебного обряда украинцев было сватовство. Сватами («сватунами», «старостами», «кумовьями») по традиции были степенные женатые мужчины – друзья или братья жениха.




В пер. пол. XX в. на сватовстве день свадьбы не определяли. Это происходило через несколько дней после сватовства во время «змовын» («сговора») или «помолвки» («запоя», «рукобитья» –  в районах с преобладанием русского населения).  Как правило, на приготовления к свадьбе отводили месяц,  за который родители молодых успевали купить самое необходимое. Важным предсвадебным этапом в среде украинского сельского населения Алтая была «вечерня», «вэчерка», «вечеринка», «девичник». В доме невесты собирались молодежь и женщины для изготовления свадебного деревца, венка, «квиток», подготовки приданого и свадебного наряда. До 1940-х гг. в последний вечер перед свадьбой по традиции было принято пришивать «квитки» – самодельные цветы из вощеной бумаги и атласной ленты. В Рубцовском и Романовском районах «квитки» пришивали подружки невесты на «шапки» «бояр» – друзей жениха, на головной платок невесте.     

В селах Егорьевского района вечером перед свадьбой подружки водили невесту в баню – «парили» березовым веником, украшенным красными лентами, который они приносили от жениха. Этот обряд отличался от традиционного русского «банного» обряда с плачем и причитаниями своей шуточной формой. В частности, подруги подпирали дверь бани, пели веселые песни. Накануне свадьбы, в субботу, готовили свадебную выпечку и приглашали гостей. Пекли «гильце» – свадебный хлеб, украшенный веточками березы, ягодами калины, лентами, бумажными цветами, или «свадебную елку». каравай (круглый высокий хлеб), «дывни» (фигурную выпечку), «шишки» (сдобые булочки в виде шишек) и фигурки животных (Баевский район).  Состав гостей и их количество определяли родители молодых – «список составляли». Приглашали гостей на свадьбу молодые отдельно друг от друга – каждый со своей стороны: жених с главным «боярином», а невеста с главной «дружкой» в сопровождении подруг. Подружки собирались в доме невесты, наряжали ее в свадебную одежду (вышитая рубаха, юбка, «керсетка», поясной рушник, венок) и отправлялись приглашать гостей на свадьбу. В  качестве приглашения на свадьбу использовали «хлебину» (буханку хлеба) или «шишки». Собственно свадьба была центральным этапом обряда. Первый день свадьбы традиционно начинался с подготовки приезда жениха в дом невесты. В первой пол. XX в. «старший боярин», «свашки», «молодой» собирали «свадебный поезд», который, как правило, состоял из нескольких подвод, запряженных тройками лошадей. Лошадей запрягали в ходок или кошеву, дуги украшали бумажными цветами, разноцветными атласными лентами и колокольчиками.
    Традиционным этапом украинской свадьбы на Алтае было венчание в церкви, устойчиво сохранявшееся до 1930-х гг. После венчания жених возвращал невесту в родительский дом, чтобы потом ехать ее выкупать. В русской же свадьбе венчание следовало после выкупа невесты. У украинцев венчание выделялось из народного обряда и было отдельным элементом. Возможно, это связано с тем, что на Украине долгое время венчание и свадьба происходили в разные дни (венчание предшествовало свадьбе). Обвенчавшись, молодые продолжали жить порознь – каждый у своих родителей – до свадьбы. Выкуп невесты начинался после венчания (регистрации) в полдень. К 12 часам дня за невестой ехали жених, «старший боярин» (неженатый близкий друг жениха), «сватуны», «свашки», «святилка» (девочка – родственница жениха в возрасте от 4 до 16 лет). У «боярина» на руке был повязан рушник (с 1960-х гг. он был заменен на носовой платок), на груди пришита «квитка». «Сватуны» были повязаны рушниками через оба плеча, у «свашек» на руках тоже были платки. «Святилку» перевязывали платком. Обязательным условием составления «свадебного поезда» было нечетное количество «поезжан», так как после выкупа невесты все должны быть «спаруванни» (по парам). Прежде чем быть допущенными в дом, «сваты» должны были преодолеть разные препятствия.  На пути свадебного поезда перед воротами дома невесты устраивали преграды – «воротную», требуя выкуп. По традиции «старший боярин» вез угощения (каравай, самогон), «свашка» – узел «шишек» для родных невесты и ее подруг. В доме невесты все дожидались жениха. Подружки выводили наряженную невестой девушку и требовали выкуп. Друзья жениха кидали им деньги и требовали настоящую невесту. В это время брат по традиции обводил невесту 3 раза вокруг  посада, а затем усаживал ее рядом с собой. Невесту закрывали платком и усаживали «на посад» с младшим братом, обязательно неженатым (с 1950-х гг. – с подругой невесты). Ждали жениха. На стол ставили «гильце», свадебный каравай с «дывнями». Начинался выкуп невесты. Брат запрашивал большую сумму денег за невесту, а сходились на нескольких копейках. После продажи невесты жениху «старший боярин» 3 раза обводил его вокруг «посада» и усаживал рядом с невестой,  накрытую платком. Жених снимал платок и целовал невесту. Затем «старший боярин» или «свашка» раздавали свадебную выпечку (каравай, «шишки», «дывни») всем присутствующим на выкупе. Подруги невесты, получив угощения, расходились по домам и больше участия в свадьбе не принимали. С начала 1970-х гг. эта традиция постепенно нивелируется, и незамужним молодым девушкам разрешается гулять на свадьбе. После завершения выкупа невесту забирали из родительского дома.

В пер. пол. XX в. в среде украинского сельского населения, согласно традиции, было принято гулять свадьбу раздельно: родственникам и гостям невесты в доме ее родителей, жениха – в его доме вместе с молодыми. Когда молодые подъезжали к дому жениха, их не пускали во двор – «воротню ловят» (лошадей за уздечки), требуя выкуп самогоном. Когда молодые проходили по двору, их осыпали разными видами зерна, конфетами, что сулило богатство. Родители молодых встречали с хлебом и рушником, затем все начинали одаривать  скотиной (поросенком, овечкой),  деньгами, посудой, тканью.  Важным действием было «расплетание невесты», когда в конце свадьбы с девушки снимали венок с лентами, расплетали косу и повязывали платок, что символизировало ее переход от девичества к новой замужнее жизни. После этого обряда молодых провожали до постели в отдельную комнату, а свадьба тем временем продолжалась. Второй день свадьбы был насыщен разными игровыми элементами: ряжение, сбор «сора», хождение по воду, воровство невесты и др.  В последующие дни послесвадебного этапа  было принято  веселиться, пировать, но также собирать столы, мыть  посуду. В завершении  были   «отводины», «встреченье», когда родители невесты и близкие родственники отправлялись в дом к жениху узнать, как живут молодые.  Там их вновь ждало застолье с  традиционными украинскими блюдами.

Ремесла и жилища

Поселения украинцев в Западной Сибири имели, как правило, уличную застройку относительно регулярных форм. Хуторская застройка была гнездовой, реже – кучевой.



Первоначально возводимые жилища, как правило, имели минимум национального колорита. Их строили, копируя ранее возведенные соседями конструкции, реже пытаясь адаптировать принятые на родине традиционные схемы к новым условиям. Дом (хата) поначалу нередко был однокамерным, затем все чаще двухкамерным (пятистенок) и более помещением. Ставился он вдоль улицы, а перед ним непременно устраивали палисадник. Сени прирубали сбоку, реже – сзади. Сам дом лишь изредка ставили из привозного леса. Чаще он имел легкую каркасную, дерновую (пластянка) или саманную (соломенную)  конструкцию, что диктовалось практически безлесными просторами Степного Алтая. Наименее затратной конструкцией жилища, обеспечивающей удовлетворительные потребительские свойства, долгие годы была хата-пластянка – однокамерное жилище, возводившееся из нарезанных в форме кирпичей пластов дерна. Каждый новый, заранее подсушенный «кирпич» с силой налепливался  на смоченный водой нижний ряд, затем возведенная стена выравнивалась. В стены устанавливались небольшие безставневые окна. Крыша устраивалась двускатной, почти плоской, на центральных опорных столбах (козлах), соединенных центральной балкой и поперечными слегами. Крыли крыши тонким слоем плотного дерна, озерным плосколистным камышом, тростником.  



Другим распространенным типом жилища у украинцевбыла одно- или двухкамерная саманная хата. Стены из саманных кирпичей после укладки выравнивались, тщательно затирались глиняным раствором и белились. Окон ставили большее количество, как правило, небольших по площади и без ставен. Крыши возводили чаще двух-, трех- или четырехскатными стропильными, крытыми камышом, тростником, реже соломой.  Пол в жилище вплоть до 1950-х гг. делали глинобитным. Конструкция печи для постоянных жилищ уже в первые годы проживания была практически повсеместно заимствована у русских сибиряков. Печь имела значительные размеры, непременные лежанки и полати. Стены и потолки жилищ белили, нередко расписывали.

Часто росписью покрывали наличники окон и дверей. Интерьер (лавки, расписные сундуки, столы) старались украсить полотенцами (рушниками), искусственными цветами и т. п. В бедных семьях спали на нарах или самодельных кроватях, в более зажиточных – на покупных кроватях с вычурными металлическими спинками. 

Повсеместно в селах Алтайского края строительство срубных жилищ  начинается с 1950-1960 гг. Дома из обожженного (красного) или силикатного кирпича до  1970-х гг. были для сельских жителей, в том числе и украинцев, непредставимой роскошью.

Основу традиционного хозяйства украинских крестьян-переселенцев составляло пашенное земледелие. Зерновыми культурами, игравшими значительную роль в их жизни, были рожь, ячмень (ярец), овес, гречиха и горох, ставшие традиционными продуктами украинской кулинарии. Из иных сельскохозяйственных культур прижились подсолнечник, табак, хмель, а также разнообразные огородные растения (картофель, капуста, тыква, лук, чеснок, морковь, огурцы и помидоры). Практически в каждом хозяйстве держали лошадей – как основную транспортную и тягловую силу, крупный рогатый скот, свиней и домашнюю птицу – как основной источник мясных и молочных продуктов.




Повсеместно было распространено кузнечное ремесло – обработка металлов способом горячей ковки. Важными видами кузнечества были подковка коней, а также оковка телег.  Украинцы занимались обработкой дерева, кожевенным ремеслом, включающим выделку шкур и кож, пошив из них одежды и обуви,  извозным промыслом. Один из давних и наиболее распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства –  изготовление керамики (гр. keramos – глина). Изделия из цветной глины (игрушки. кувшины, горшки, кружки),  покрытые глазурью и расписанные в народном стиле, и ныне украшают дома современных украинцев.






Среди ремесел, наиболее распространенных среди украинцев Алтая, можно назвать прядение и ткачество как  важные элементы национальной культуры народа. Женщины ткали, а потом вышивали  рушники (полотенце из холста с вышивкой). Передавая от поколения к поколению национальные рисунки, они расписывали  стены хат красочными цветочными узорами.

Национальная кухня

Украина издавна славилась своей кухней, блюда которой обладали высокими вкусовыми и питательными свойствами, разнообразием. Одних только рецептов приготовления борща насчитывается более 30, а в его состав входит около 20 наименований различных продуктов.


Основой пищевого рациона украинцев в Сибири были крупы, из которых готовили каши,  крупяные супы, а также различные мучные блюда типа «затирки» (тесто из пшеничной муки и яиц, растертое ладонями до размера горошин, и сваренное в кипятке или молоке).  Значительную роль в их рационе играли картофель, соленое свиное  сало с чесноком,  смалец (перетопленное нутряное сало) Шкварки, образовавшиеся при перетапливании сала, шли в заправку борща.  Украинцы употребляли в пищу практически всю свиную тушу. Кишки и желудок шли на оболочки для приготовления мясных и кровяных колбас. Говядина попадала на стол украинцев в исключительных случаях, поскольку разводили крупный рогатый  скот ради получения молочных продуктов (творог, сливочное масло). Немалую добавку к рациону давали овощи, для длительного хранения которых прибегали к солению, квашению и мочению: солили капусту, свеклу (буряки), огурцы (огирки), помидоры, мочили яблоки, арбузы (гарбузы). 
Украинцы шутят по поводу своей кухни: «У нас просто: борщ, каша и третья кваша». Кому не известны украинские борщи, пампушки, голубцы, холодец, вареники, коржи, калачи, фаршированная рыба, жаркое, буженина. Очень вкусные блюда, запеченные в керамических горшочках: жаркое, вареники со сметаной, тушеная капуста, картофель с мясом и черносливом. В селах Кулундинского района  готовили «кулеш» из пшена и картофеля, а из пшенной крупы – «накотку» («накатанное пшено» с молоком и сахаром в чугунке в печи).  Особенно вкусны и полезны блюда с грибами: борщ с грибными ушками,  яичница с грибами, грибы в сметане, вареники с картофелем и грибами, утка с лапшой и грибами и др. Для приправ выращивали лук, чеснок, хрен, мяту, петрушку,  укроп.

Из печеных мучных изделий более всего ценился ржаной хлеб. Нередко, особенно в бедных семьях, в муку добавляли отруби и овсяную муку. Разновидностей хлебобулочных изделий было великое множество: пироги с капустой, творогом, картофелем, ягодами,  блины, булочки-пампушки из кислого теста, хворост («вергуны»). Из пресного теста делали «галуш»,  «клецки», «ушки», вареники с картофелем и т ворогом. Любимые напитки украинцев – квасы (хлебный, свекольный, яблочный, березовый, клюквенный, калиновый, малиновый), узвары и компоты из сушеных и свежих яблок, слив, вишен, медовая сита, пиво. Распространены также кисель, кисломолочные варенец и простокваша, чай. В целом, украинский стол, особенно праздничный, стремились сделать изобильным и сытным.

Национальный костюм

Традиционный украинский костюм, ведущий свою историю еще от костюма Киевской Руси, был перенесен и на сибирскую землю. Основной обувью крестьян были кожаные постолы или плетеные из лыка лапти с тканевыми или вязаными онучами. Более зажиточные крестьяне-украинцы носили сапоги и низкую кожаную обувь. Значительной новацией, связанной с природно-климатическими условиями, стала вошедшая в обиход украинских переселенцев  валяная из шерсти обувь – валенки, затем бурки. В 1930-х гг. стали широко использоваться резиновые сапоги и калоши.





Верхнюю (прямую или приталенную) крестьянскую одежду украинцы шили из домотканого сукна. Повсеместное распространение имела и свита – одежда более сложного кроя со вставными клиньями. В среде зажиточных крестьян широко бытовал жупан – верхняя одежда, сшитая из покупных тканей. В зимнее время основной одеждой была нагольная овчинная шуба – кожух который  дополнили длинной сибирской шубой – тулупом, имевшим бóльшую приспособленность к условиям холодной ветреной степи.

Традиционная мужская одежда украинцев очень схожа с русской и белорусской – льняная рубаха и шерстяные штаны. Рубаха часто использовалась и в качестве верхней одежды. Главным отличием украинской рубахи является наличие пазушки – небольшого разреза спереди с вышитыми узорами, выполненными  черными и красными нитями. Еще одной отличительной особенностью украинской мужской  рубахи от русской и белорусской является то, что мужчины заправляли ее в штаны, а не носили поверх их. Мужские вышиванки  могли быть с низким стоячим или широким отложным воротником. Застегивалась такая рубашка на пуговицы или тесемки. Штаны  закреплялись на теле при помощи ремня или шнурка. Украинские мужские штаны были как с узким шагом (порты), так и очень широкие (шаровары), особенно у казаков. Шили такие шаровары преимущественно из сукна – шерстяной ткани, покрытой воском. Рубашка или верхняя одежда подпоясывались поясами (кушаками) или простыми плетеными поясками. Межсезонной мужской одеждой украинцев являлись «кобыняки» из овечьих шкур, зимой – шубы и тулупы.  Головные уборы мужчин – традиционные смушковые шапки и папахи – в Сибири были дополнены заимствованными у местных русских меховыми или суконными на вате (иногда набитыми шерстью) треухами. Многие мужчины носили картузы (фуражки).



Украинский женский костюм имеет множество вариантов в зависимости от региональных особенностей. Его основой являлась женская вышиванка, которая была слегка длиннее, чем мужская и состояла из 2 частей. Нижняя часть шилась из более плотной и грубой ткани. Поверх рубашки (по-украински сорочка) одевали запаску  или плахту, представляющую собой полотно до 4 м в длину, которое пряли из крашеной шерсти. Его разрезали на 3 ровные части, а затем 2 части пришивали к 3-й таким образом, чтобы середина нижней находилась напротив разреза боковых частей. Плахту обматывали вокруг талии, привязывая сверху поясом. Поверх плахты спереди на юбку одевали запаску, некое подобие современного фартука.  В Сибири принято было носить еще одну сорочку из более плотного материала, которую надевали поверх тонкой сорочки, перешедшей в разряд нижнего белья. Даже повседневную одежду расшивали (украшали вышивкой). Обязательным элементом женского наряда являлась приталенная безрукавка (керсетка), украшенная орнаментом из нашитого шнура, тесьмы. В качестве верхней одежды на Алтае украинки носили носили распашную и приталенную свиту из плотной ткани с подкладом.    Большое значение в украинском женском костюме отводилось украшениям. Так, поверх вышиванки одевали ожерелье или бусы. Количество и размер бусин напрямую говорили о финансовом положении семьи. Женские головные уборы – венцы, обручи, намитки и очипки – несли и смысловую нагрузку, поэтому бытовали до 60-х гг. XX в. Оставаясь национально-знаковым элементом костюма, функциональную часть они уступили платкам и шалям, имевшим фабричное происхождение.



В настоящее время традиции национального костюма продолжают сохраняться в праздничной одежде, особенно среди людей, активно занятых сохранением этнически значимых элементов традиционной культуры. Главными элементами украинского мужского костюма были и остаются рубашка (сорочка), штаны (шаровары), пояс (кушак), легкая верхняя одежда (свитка или жупан), шапка со шлыком, красные кожаные сапоги (чоботы). Женский костюм состоит из сорочки, юбки, пояса, вышитого жакета, цветочного венка с лентами для девушек и намитки для женщин, красных сапог. Праздничная одежда отличалась от повседневной качеством ткани разнообразием цветов и узоров.

Фольклор

На Алтае  ученые  отмечают высокую степень сохранности песенного, особенно обрядового, фольклора украинских переселенцев.  Их календарные обряды представлены колядками, щедривками, посевальными песнями. Под вечер Рождества дети пели колядки

  • Игры
    Игры
    Хлибчик
    Правила игры: дети делятся на водящего (хлибчик) и остальных участников, которые делятся на пары и становятся, держась за руки, друг за другом. Водящий происходит диалог.
    –  Пеку-пеку хлибчик, – выкрикивает хлибчик.
    –  А выпечешь? – спрашивают дети из последней в ряду пары.
    –  Выпеку!
    –  А убежишь?
    –  Посмотрю!
    Дальше дети из этой пары должны разбежаться в разные стороны для того, чтобы, увильнув от хлибчика, снова взяться за руки и встать перед первой парой. Хлибчик же должен поймать одного из них и не допустить соединения пары.
    Игра развивает сообразительность, координацию в пространстве.

    Чаклун
    Правила игры: колдун вытягивает вперед руку ладонью вниз, участники держат под ней указательные пальцы. На счет «раз, два, три» колдун должен схватить кого-то за палец, а участники – не допустить этого и разбежаться в стороны. Колдун должен догнать и дотронуться до любого из участников. Тот, кого «засалили», должен замереть с разведенными в стороны руками. Он заколдован, дотронувшиеся до него другие участники могут его расколдовать, но колдун не дремлет… Заколдованный трижды игрок сам становится колдуном.
    Игра развивает скорость, координацию в пространстве.

    Круглий хрещик
    Правила игры: игра начинается с фразы: «Чур, в «Круглого хрещика» играть! На горе стоять, пойманным не бывать!». Дети делятся на пары, стоя друг перед другом (две крайние и одна посередине). Задача детей из «крайних» пар по команде поменяться местами, образовав новые пары, а участники средней пары должны поймать кого-то. Как только поймал – напарник из средней пары и пойманного, из крайней должны бежать к ним изо всех сил. Кто первый добежит, образует со своим напарником крайнюю пару, оставшиеся – становятся в середину.
    Игра  развивает ловкость, скорость реакции.

    Чакля
    Правила игры: дети выбирают водящего (цаплю). Остальные игроки становятся лягушками. Исходная позиция: цапля спит (игрок наклоняется вперед, положив руки на колени), в это время остальные двигаются, имитируя прыжки-движения лягушек. Неожиданно цапля просыпается и, крикнув, начинает ловить лягушек. Цапля может двигаться только большими шагами на прямых ногах, не сгибая коленей, а лягушки прыгают на корточках. Тот, кто из лягушек поднимается во весь рост, становится цаплей.
    Игра развивает мышцы ног.

    Колир
    Правила игры: водящий становится спиной к игрокам. Неожиданно он должен выкрикнуть название какого-то цвета (красный, синий, желтый), игроки быстро находят его на своей одежде и держатся за цвет так, чтобы водящий видел. Те, у кого на одежде названного цвета нет, начинают убегать. Кого водящий поймает, тот им и становится.
    Игра развивает знание цветов, скорость реакции, координацию в пространстве.

    Вовк та козенята
    Правила игры: волк – водящий, остальные – козлята. На асфальте/песке чертится мелом большой круг, а вокруг него, на расстоянии – небольшие круги («домики»), по количеству на 1 меньше, чем количество игроков. На счет «3» козлята из большого круга бегут по домикам, тот, кому домик не достался, должен убежать от волка. Если козленок 3 раза оббежит вокруг большого круга и не будет пойман, то волк должен остановить преследования. Если же волк догнал козленка, тот становится водящим.
    Ига развивает скорость, координацию движений


    Дзвон
    Правила игры: дети становятся в круг и берутся за руки. Внутри круга стоит водящий. Закрыв лицо руками, он медленно движется по кругу, спрашивая:
    – Чьи ворота?
    – Петра.
    – А эти чьи?
    – Тараса.
    – Пустите меня?
    – Не пустим!
    После этого водящий с криком «Бов» бежит на кого-то, стараясь разорвать сомкнутые руки и выбежать из круга. Если руки размыкаются, то эта пара должна догнать водящего. Тот, кто догонит водящего, сам им становится.
    Игра развивает  ловкость, смекалку, скорость реакции.

    Колокол
    Эта игра удобна тем, что в нее может играть целая группа в садике (20-30 человек). Один из участников выбирается «язычком» колокола, другие образуют сам колокол: они берутся за руки и становятся в круг. Дети в кругу двигаются по или против часовой стрелки, а «язычок» должен прорваться из круга, то есть разъединить руки игроков. Всего у него есть 3 попытки. Как только водящий вырывается из круга, он должен добежать до флажка или другой условной отметки на расстоянии около 50 м. Пока он бежит, остальные участники должны постараться догнать его и дотронуться до него. Тот, кто сделает это последним, становится водящим. 
    Игра развивает умение работать в команде, волю к победе.

    Веточка
    В эту оригинальную игру можно играть большими компаниями. Единственным инвентарем, который необходим для этой забавы, является веточка вербы или другого дерева. Участники этой игры образовывают неплотный круг, они держат руки за спиной и передают друг другу веточку. В центре этого круга находится тот, кто водит. Его задача – найти веточку и выхватить ее. Когда водящему удается захватить веточку, тот, у кого он ее забрал, становится в круг, и игра начинается снова. 
    С помощью этой игры можно воспитать наблюдательность, быстроту реакции и выдержку.
  • Сказка. Золотоволосая Ялена
    Сказка. Золотоволосая Ялена
    Бродил раз мужик по свету, невесту себе искал. Пришел к одной ворожке, а она ему и сказала:
    – Ступай поищи золотоволосую Ялену! И пошел он искать. Искал, искал, а найти не мог. Пошел тогда к солнцу – спросить, не видало ли оно где золотоволосую Ялену? А солнце и говорит:
    – Я освещаю горы и долы, но такой Ялены я не встречало!
    Но дало ему солнце золотой клубочек и говорит: 
    – Как будет тебе что нужно, кинь тот клубочек позади себя.
    Пошел он потом к месяцу. А месяц и говорит: 
    – Я свечу мало, только по ночам, и не везде досвечиваю. Такой Ялены не находил я нигде! Дал ему месяц щеточку и говорит:
    – Коль случится с тобою какая беда, кинь ее позади себя.
    Пошел он потом к ветру. Говорит ветер:
    – Ступай, твою золотоволосую Ялену 30 баб с железными языками держат. Но ты ее, – говорит, – от тех баб не получишь. А поступи ты здесь к одной ворожее на работу, она даст тебе такого коня, что будет летать по воздуху, вот ты на нем с Яленой и умчишься!
    И дал ему ветер метлу и сказал:
    – Если случится какая беда, ты махни той метлой позади себя.
    Пошел он тогда к ворожке, а она и говорит:
    – Если выпасешь мою кобылу, дам я тебе такого коня! И погнал он пасти кобылу в лес. Вдруг поднялся в ночи большой шум, и кобыла враз исчезла. Явилось тогда много лисиц, и пошли они с ним к ворожке. А сидела там в корзине наседка на яйцах, а лисы вытащили ее из корзины, яйца разбили, и вылетела из тех яиц кобыла с тремя жеребятами. Вот тогда дала ему ворожея одного жеребеночка и говорит:
    – Золотоволосая Ялена у тех баб в стеклянном жбане находится. Ты бери ее вместе со жбаном, но жбан не открывай, пока домой не доедешь!
    И приехал он к тем 30 бабам. Приезжает туда, а бабы все спят. Увидал он в большом жбане золотоволосую Ялену, схватил ее, сел на коня и умчался. А бабы с железными языками спали целых 24 часа; потом встают, а Ялены – нету. Бросились за молодцем в погоню. Слышит он шум – бабы за ним летят. Кинул он тогда позади себя щеточку, и вырос вмиг лес густой кругом на сто миль. Начали бабы тот лес грызть и перегрызли; погнались за ним дальше.
    Слышит он шум, бросил тогда позади себя золотой клубочек – выросла каменная гора. Но бабы ту гору прогрызли и опять за ним гонятся. А он уже к морю домчался. Ударил метлой по морю – расступилося перед ним море, проехал он посуху, а потом обернулся, ударил опять метлой по морю – и море сошлось снова, как было вначале. А бабы все в нем утонули.
    Но ездил тоже по тем краям какой-то царь на коне, догнал он мужика и начал с ним бороться, отымать у него золотоволосую Ялену.
    А конь у Царя был от той же самой ворожеи, вот кони между собой о чем-то посоветовались, и сбросил конь царя наземь, и царь убился. А мужик с золотоволосой Яленой счастливо домой воротился.

  • Сказка. Как кот ходил с лисом сапоги покупать
    Сказка. Как кот ходил с лисом сапоги покупать
    Кот загрустил раз кот, что подходит зима, а сапог-то и нет. Собрался он в город, идет покупать сапоги себе и жене. Прошел немалую часть дороги, повстречался с лисом. Лис ему и говорит:
    –  Куда это вы, пан Котовский, идете? Кот отвечает:
    –  Иду в город себе и жене сапоги покупать, а то вот подходит зима, босому ходить холодно. А лис говорит:
    –  Тут есть хороший сапожник Волчок, ступай и купишь себе сапоги.
    Идет лис впереди, а кот следом за ним, и завел лис кота в чащу. А кот глупый, не знает, что живут лисы в чащах, он-то ведь сельский, в лесу ему бывать не приходится. Только очутились они в чаще, а лис и говорит коту:
    –  Давай деньги, а не то тебе смерть! А кот говорит:
    –  Смилуйся, уж я куплю сапоги и тебе, и жене, и детям, только отпусти ты меня отсюда живым.
    Сговорились и идут вдвоем в город сапоги покупать.
    Подошли уже к городу, а лис идет крадучись, говорит коту, что в самый-то город идти ему боязно. А кот все зовет лиса в город. Зашли они в одну узкую улицу, и оставил кот лиса у калитки, а сам пошел посмотреть, есть ли готовые сапоги. Увидели люди лиса на дорожке –  окружили его, поймали, хвост оторвали да еще избили.
    Вырвался лис и домой побежал, уж не стал и сапог дожидаться. Вернулся кот, а лиса не застал, только кучка людей на этом месте. Пошел кот в лавку, купил себе и жене сапоги и. позвал с собою пса Брыська, чтобы тот домой его проводил, чтобы лис его не убил. А лис вышел против кота с женой и двумя старшими сыновьями, чтобы убить кота за то, что пришлось домой без хвоста воротиться. Увидел кот лиса и говорит Брыську:
    – Вот он меня уже дожидается! Отвечает Брысько:
    –  Не бойся, постой, вот я с ним сейчас поздороваюсь.
    Подходят они друг к другу поближе; как набросился пес на лиса и разорвал его; а старший сынок стал лиса защищать, пес и его убил, а остальные убежали.
    Собрался Брысько домой возвращаться, а кот за добрую помощь пригласил его к себе в гости.  И жил себе с той поры кот привольно и беззаботно. А лисы, если встретятся где, бывало, в лесу с Брыськом, то уж его опасались. А котик с тех пор больше с вероломным лисом никогда не встречался.

Аудио

01.Ансамбль Узорье.Баян.mp3
02.Ансамбль Узорье.Баян.mp3
03.Ансамбль Узорье.Баян.mp3
04.Ансамбль Узорье.Баян.mp3
А до менэ Якив прыходыв. Ансамбль Струмок.mp3
А там пид горою.mp3
В саду гуляла.Узорье.mp3
Да пора, дивки, сиять лён.Ансамбль Струмок.mp3
Дочкы, мои дочкы.mp3
Журавка.Ансамбль Струмок.mp3
Коло мэни..зацвила калына.Ансамбль Струмок.mp3
Миж горамы е долына.mp3
Ой, де ж ты булла, моя нэчужая.mp3
Ой, дубы вы дубы.Ансамбль Струмок.mp3
Ой, дубэ.mp3
Ой, кум до кумы бороздэнькою йшов.mp3
Ой, на горе ярмарок.Ансамбль Струмок.mp3
Ой, на гори ярмарок.mp3
Ой, там на торгу, на базари.mp3
Ой, ты, вишенка, ты черешенька.Ансамбль Струмок.mp3
Ой, у вышнэвому садочку.mp3
Ой, у лузи зэлэны ворота.Ансамбль Струмок.mp3
Ой, хо дым о, жинка, хо дым о до дому.Ансамбль Струмок.mp3
Ой, ходымо, жинка.mp3
Ой,оралы хлопцы на лён.Ансамбль Струмок.mp3
Ой,чий-то кинь стоит.mp3
ОРй, на гори тай женци жнуть.mp3
Плэвэ човэн.mp3
По пид мостом.mp3
Половына лиса выдна.mp3
Посадыла рожу.mp3
Скачу я чепурненька.Ансамбль Струмок.mp3
Як бы мэни сывый кинь.mp3
Як зацвила чирвона калына.mp3
Як пиду я лугом.mp3

Фотогалерея