Большая часть верующих украинцев в России – православные христиане, принадлежащие к Русской православной церкви. Меньшая – греко-католики (католики византийского обряда, униаты), протестанты (пятидесятники, адвентисты, баптисты).
Календарные, брачные, похоронные обряды украинцев сходны с таковыми у русских и в настоящее время практикуются редко. Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества: в предрождественский день (6 января) отмечается Святвечер, для которого готовят кутю (рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком), а также узвар (компот из сухофруктов). Всего, по обычаю, в Святой вечер подают 12 постных блюд, а 7 января, на само Рождество, на стол подают разнообразные мясные блюда. По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.
Еще один популярный украинский обычай – неделя Масленицы, в которую провожали зиму и встречали весну с блинами и народными гуляниями. В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.
Пасха – главный православный праздник (в отличие от католиков, где пальма первенства отдается Рождеству), который называют праздник Воскресения Господня или Великдень. Вечером все идут к церкви на всенощную с корзинами, в которых несут разные блюда (сало, хрен, печенку, голубцы) и освящают все это добро. Вернувшись домой, начинают разговляться. Семейный обед в этот день готовят особенно торжественно и украшают цветами. Каким бы не было кулинарное разнообразие стола, начинали обед всегда с пасхи. Обязательные атрибуты праздника – обычаи расписывать яйца с помощью горячего воска (писанки), приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос воскрес!», на что отвечают – «Воистину воскрес!», что выражает радость верующих, аналогичную радости апостолов, которые узнали о воскресении Христа.
На 50-й день после Пасхи православная церковь празднует Пятидесятницу, которая по народному календарю называется праздником Троицы. В народе праздник отмечается 3 дня – Зеленое или Клечальное воскресенье, Клечальний понедельник и Богодухов день. На Зеленое воскресенье, согласно поверьям, надо быть осторожными, поскольку это день активности русалок и другой нечисти. По украинским обычаям девушки гадают, пускают венки на воду. В Зеленое воскресенье также посещают на кладбище своих умерших родственников. В Клечальный понедельник после церковной службы, по традиции, освящают поля, чтобы Бог защитил их от пожаров и града. В Богодухов день организовывались различные забавы, к примеру, «водить Тополю», суть которого в том, что выбирают самую красивую девушку, которую украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги красавица-Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.
Один из самых поэтических летних праздников украинского обрядового календаря – Ивана Купала, (в ночь на 7 июля). Специально к дню Купала парни и девушки изготовляли куклы-чучела Купало и Марену, вокруг которых происходят главные события вечера. Марена представляет собой сделанную из соломы куклу, которую наряжают в женскую одежду; Купало также изготовляется из соломы, но одежда на нем мужская. Затем их обоих либо топят, либо сжигают. В ночь на Ивана Купала созревает много магических растений, которые нужно собрать до восхода солнца, умыться росой. В эту ночь просыпается «нечисть», слышен говор животных, распускается папоротник. Тому, кто сорвет этот цветок, откроются богатства всей земли и он обретет всемогущество. Широко известны купальские гадания: девушки бросают венки в воду и наблюдают за ними, чей венок быстрее всех поплывет, та и выйдет замуж раньше других.
Праздник Преображения Господнего (19 августа) принадлежит к 12 наибольшим православных праздников. В народе этот день называют Вторым Спасом. Это традиционный праздник урожая. В этот день в церквях освящают плоды земли – яблоки, груши, сливы и др. Больше всего чтят яблоки, даже существует еще одно название праздника – «Яблочный Спас». Особенно готовятся к этому дню пасечники, которым нужно освятить ульи, угостить медом соседей, особенно сирот и немощных.
Традиционная украинская свадьба представляла собой своеобразное драматическое действие с играми, музыкой, танцами, песнями. Характерно слово, обозначающее свадьбу – «весiлля». Вплоть до 1950-х гг. общение украинской молодежи в селах происходило в церкви и на встречах, которые называли «вечеринки», «посиделки», «досвятки». Устраивали их девушки и парни вечерами в домах вдов или одиноких пожилых людей. На «вечерках» девушки пряли или вышивали, демонстрируя навыки рукоделия потенциальным женихам; в ходе игр, танцев, пения завязывались новые знакомства. В структуре традиционного свадебного обряда украинцев выделяют 3 этапа: предсвадебный, собственно свадебный и послесвадебный.
Предсвадебный цикл состоял из 3-4 встреч родителей и родственников жениха и невесты, соответствовавших до 1950-х гг. по форме и названиям традиционным украинским: «оглядины», «розглядины» (рус. смотрины), «заручины», «сговор». Первым этапом свадебного обряда украинцев было сватовство. Сватами («сватунами», «старостами», «кумовьями») по традиции были степенные женатые мужчины – друзья или братья жениха.
В пер. пол. XX в. на сватовстве день свадьбы не определяли. Это происходило через несколько дней после сватовства во время «змовын» («сговора») или «помолвки» («запоя», «рукобитья» – в районах с преобладанием русского населения). Как правило, на приготовления к свадьбе отводили месяц, за который родители молодых успевали купить самое необходимое. Важным предсвадебным этапом в среде украинского сельского населения Алтая была «вечерня», «вэчерка», «вечеринка», «девичник». В доме невесты собирались молодежь и женщины для изготовления свадебного деревца, венка, «квиток», подготовки приданого и свадебного наряда. До 1940-х гг. в последний вечер перед свадьбой по традиции было принято пришивать «квитки» – самодельные цветы из вощеной бумаги и атласной ленты. В Рубцовском и Романовском районах «квитки» пришивали подружки невесты на «шапки» «бояр» – друзей жениха, на головной платок невесте.
В селах Егорьевского района вечером перед свадьбой подружки водили невесту в баню – «парили» березовым веником, украшенным красными лентами, который они приносили от жениха. Этот обряд отличался от традиционного русского «банного» обряда с плачем и причитаниями своей шуточной формой. В частности, подруги подпирали дверь бани, пели веселые песни. Накануне свадьбы, в субботу, готовили свадебную выпечку и приглашали гостей. Пекли «гильце» – свадебный хлеб, украшенный веточками березы, ягодами калины, лентами, бумажными цветами, или «свадебную елку». каравай (круглый высокий хлеб), «дывни» (фигурную выпечку), «шишки» (сдобые булочки в виде шишек) и фигурки животных (Баевский район). Состав гостей и их количество определяли родители молодых – «список составляли». Приглашали гостей на свадьбу молодые отдельно друг от друга – каждый со своей стороны: жених с главным «боярином», а невеста с главной «дружкой» в сопровождении подруг. Подружки собирались в доме невесты, наряжали ее в свадебную одежду (вышитая рубаха, юбка, «керсетка», поясной рушник, венок) и отправлялись приглашать гостей на свадьбу. В качестве приглашения на свадьбу использовали «хлебину» (буханку хлеба) или «шишки». Собственно свадьба была центральным этапом обряда. Первый день свадьбы традиционно начинался с подготовки приезда жениха в дом невесты. В первой пол. XX в. «старший боярин», «свашки», «молодой» собирали «свадебный поезд», который, как правило, состоял из нескольких подвод, запряженных тройками лошадей. Лошадей запрягали в ходок или кошеву, дуги украшали бумажными цветами, разноцветными атласными лентами и колокольчиками.
Традиционным этапом украинской свадьбы на Алтае было венчание в церкви, устойчиво сохранявшееся до 1930-х гг. После венчания жених возвращал невесту в родительский дом, чтобы потом ехать ее выкупать. В русской же свадьбе венчание следовало после выкупа невесты. У украинцев венчание выделялось из народного обряда и было отдельным элементом. Возможно, это связано с тем, что на Украине долгое время венчание и свадьба происходили в разные дни (венчание предшествовало свадьбе). Обвенчавшись, молодые продолжали жить порознь – каждый у своих родителей – до свадьбы. Выкуп невесты начинался после венчания (регистрации) в полдень. К 12 часам дня за невестой ехали жених, «старший боярин» (неженатый близкий друг жениха), «сватуны», «свашки», «святилка» (девочка – родственница жениха в возрасте от 4 до 16 лет). У «боярина» на руке был повязан рушник (с 1960-х гг. он был заменен на носовой платок), на груди пришита «квитка». «Сватуны» были повязаны рушниками через оба плеча, у «свашек» на руках тоже были платки. «Святилку» перевязывали платком. Обязательным условием составления «свадебного поезда» было нечетное количество «поезжан», так как после выкупа невесты все должны быть «спаруванни» (по парам). Прежде чем быть допущенными в дом, «сваты» должны были преодолеть разные препятствия. На пути свадебного поезда перед воротами дома невесты устраивали преграды – «воротную», требуя выкуп. По традиции «старший боярин» вез угощения (каравай, самогон), «свашка» – узел «шишек» для родных невесты и ее подруг. В доме невесты все дожидались жениха. Подружки выводили наряженную невестой девушку и требовали выкуп. Друзья жениха кидали им деньги и требовали настоящую невесту. В это время брат по традиции обводил невесту 3 раза вокруг посада, а затем усаживал ее рядом с собой. Невесту закрывали платком и усаживали «на посад» с младшим братом, обязательно неженатым (с 1950-х гг. – с подругой невесты). Ждали жениха. На стол ставили «гильце», свадебный каравай с «дывнями». Начинался выкуп невесты. Брат запрашивал большую сумму денег за невесту, а сходились на нескольких копейках. После продажи невесты жениху «старший боярин» 3 раза обводил его вокруг «посада» и усаживал рядом с невестой, накрытую платком. Жених снимал платок и целовал невесту. Затем «старший боярин» или «свашка» раздавали свадебную выпечку (каравай, «шишки», «дывни») всем присутствующим на выкупе. Подруги невесты, получив угощения, расходились по домам и больше участия в свадьбе не принимали. С начала 1970-х гг. эта традиция постепенно нивелируется, и незамужним молодым девушкам разрешается гулять на свадьбе. После завершения выкупа невесту забирали из родительского дома.
В пер. пол. XX в. в среде украинского сельского населения, согласно традиции, было принято гулять свадьбу раздельно: родственникам и гостям невесты в доме ее родителей, жениха – в его доме вместе с молодыми. Когда молодые подъезжали к дому жениха, их не пускали во двор – «воротню ловят» (лошадей за уздечки), требуя выкуп самогоном. Когда молодые проходили по двору, их осыпали разными видами зерна, конфетами, что сулило богатство. Родители молодых встречали с хлебом и рушником, затем все начинали одаривать скотиной (поросенком, овечкой), деньгами, посудой, тканью. Важным действием было «расплетание невесты», когда в конце свадьбы с девушки снимали венок с лентами, расплетали косу и повязывали платок, что символизировало ее переход от девичества к новой замужнее жизни. После этого обряда молодых провожали до постели в отдельную комнату, а свадьба тем временем продолжалась. Второй день свадьбы был насыщен разными игровыми элементами: ряжение, сбор «сора», хождение по воду, воровство невесты и др. В последующие дни послесвадебного этапа было принято веселиться, пировать, но также собирать столы, мыть посуду. В завершении были «отводины», «встреченье», когда родители невесты и близкие родственники отправлялись в дом к жениху узнать, как живут молодые. Там их вновь ждало застолье с традиционными украинскими блюдами.